Эволюция Ferrari: 312 B3 S, 1972

Ferrari 312 B3 S, 1972 год

В 1972 году Ferrari создаёт новую машину 312 B3 S, которую представляет публике в августе. Она должна была стать прообразом перспективной модели, B3, с которой планировалось провести сезон 1973 года, а «S» в названии машины означает Sperimentale - «экспериментальная». Однако из-за характерной внешности машины эта буква немедленно получает от журналистов другую расшифровку – Spazzaneve, «Снегоочиститель».

Новая машина даже внешне сильно отличается от предыдущей, используя совершенно иную концепцию. Форгьери отказывается от попыток сделать машину максимально обтекаемой, и старается обеспечить ей как можно большую прижимную силу. Для этого он создаёт широкий и короткий корпус, а спереди вместо небольших антикрыльев устанавливает спойлеры во всю ширину машины. Они не только сами создают прижимную силу, но и не позволяют большому количеству воздуха попадать под днище, генерируя таким образом, пусть и довольно слабо, граунд-эффект. Идея, которая придёт в Формулу 1 только спустя несколько лет.

Однако конструкция оказывается слишком сырой. После продолжительных испытаний в Ferrari решили не выставлять её на старт, а к 1973 году подготовить другую модель, исправив ошибки, допущенные при проектировании «Снегоочистителя». Из-за этого пилотам Ferrari приходится третий год подряд начинать сезон на 312 B2, а версия B3 будет готова только к четвёртому Гран При.

Ferrari 312 B3 S

Ferrari 312 B3 S

Хотя эта модель не выступала ни в одном Гран При, экспериментальная 312 B3, более известная как «Снегоочиститель», занимает важное место в истории Ferrari в Формуле 1. В рамках этого проекта (представленного в Маранелло в августе 1972 года) команда пытается сосредоточить как можно большую часть веса машины внутри её базы и одновременно снизить центр тяжести.

С этой точки зрения модель 312 B3 прямо противоположна 312 B2, использовавшейся в 1971 и 1972 годах, в которой расположение ряда элементов (радиаторов, баков) не было оптимальным, а центр тяжести получился довольно высоким.

У «Снегоочистителя» низкие, широкие, квадратные боковины, внутри них размещались радиаторы водяного охлаждения, воздух в которые попадал через два больших воздуховода в передней части. Их расположение, в центральной части машины, определяет форму рамы – в Ferrari по-прежнему используют полумонокок.

Но 312 B3 S была инновационной машиной не только в распределении масс, но и в аэродинамике. Старый нос заменён двумя широкими спойлерами, гармонично соединёнными в центре. Заднее крыло крепилось не к трубчатой раме, а к коробке передач.

После представления прессе B3 S отправили на продолжительные тесты, так как предполагалось, что машина дебютирует в Монце, где за её руль должны были сесть Артуро Мерцарио или Марио Андретти. Однако хронометрические сопоставления новой и действующей моделей для новинки неблагоприятны: чересчур короткая база сделала поведение 312 B3 S слишком нервным, и от использования машины было решено отказаться.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё