Эволюция Ferrari: F92 A, 1992

Ferrari F92 A, 1992 год

В 1991 году в Ferrari вернулся конструктор Харви Постлтуэйт, отработавший несколько лет в Tyrrell. В 90-м он, вместе со специалистом по аэродинамике Жан-Клодом Мижо, создал модель 019 - первую в новейшей истории Формулы 1 машину с приподнятым носовым обтекателем.

В 1991-м Мижо уже работал в Скудерии, так что пара конструкторов воссоединилась. Неудивительно, что новая Ferrari F92 A тоже получила обтекатель с приподнятой носовой частью, очень похожий на тот, что использовался в Tyrrell. За руль сел тот же гонщик, что пилотировал и Tyrrell 019 – Жан Алези. К сожалению, результаты новая Ferrari показала тоже примерно такие же.

С точки зрения аэродинамики F92 A содержала много новаторских решений, но многие из них не сработали. У машины круглые воздухозаборники боковых понтонов, расположенные на некотором расстоянии от корпуса - это решение подсмотрено Мижо и Постлтуэйтом в военной авиации, где воздухозаборники старались отделить от фюзеляжа, чтобы сократить влияние огибающих его пограничных воздушных слоёв. Из-за этой характерной детали новую машину прозвали «истребителем».

Другой особенностью было так называемое «двойное днище»: над днищем располагался ещё один уровень, параллельный первому, образовывающий с ним набор воздушных каналов. Эти каналы были призваны генерировать эффект Вентури и создать некое подобие граунд-эффекта, использовавшегося в начале 1980-х. На практике, эффект оказался довольно слабым, а каналы сложного днища увеличивали лобовое сопротивление, так что машина не отличалась скоростью на прямых. Система помогала лишь в дождевых условиях, где скорость не имела решающего значения, а роль прижимной силы возрастала.

Кроме того, изменилась конфигурация задней части – профиль в виде бутылочного горлышка стал более угловатым. Это решение при моделировании на компьютере и испытаниях в аэродинамической трубе демонстрировало отличные результаты, но на практике сделало поведение машины нестабильным.

Шасси тоже было полностью перестроено. На F92 A поставили совершенно новую переднюю подвеску с толкателями. А в развитии мотора и коробки, как ни странно, был сделан шаг назад: конструкторы Ferrari (двигателем занимается Клаудио Ломбарди) вернулись от пневматических клапанов к обычным пружинным - мощность мотора снизилась на 30 л.с. Отказалась команда и от 7-ступенчатой коробки передач в пользу 6-ступенчатой - ради того, чтобы обеспечить максимальную надёжность этих узлов и сосредоточиться на аэродинамике. Но и этого добиться не удалось: в 16 гонках F92 сходит 21 раз. Ближе к концу сезона, на Гран При Бельгии, дебютировала обновлённая версия Ferrari F92 AT, с новой подвеской и 7-ступенчатой поперечной коробкой передач.

Ещё одна проблема Скудерии – пилоты. Лидером команды неожиданно стал молодой и не слишком опытный Жан Алези, и хотя он несколько раз демонстрировал свой талант, поднимаясь на подиум, француз мало чем мог помочь команде при доводке машины. На протяжении большей части сезона его напарником был Иван Капелли, результаты которого не выдерживали критики, а на последних этапах его сменил другой итальянец, Никола Ларини, но его выступления фактически превратились в тесты, так как команда предоставляет ему машину с первой версией собственной активной подвески.

Ferrari F92 A

Ferrari F92 A

Лука ди Монтедземоло, добившийся больших успехов с Ники Лаудой в середине 1970-х, вернулся в Маранелло, но не в качестве спортивного директора, а в роли президента самого знаменитого в мире автозавода. К сожалению, его возвращение в Маранелло совпало с одним из самых сложных сезонов в 50-летней истории Скудерии.

После разочарований 1991 года, когда команда потеряла техническое лидерство и её опередили McLaren, Williams и Benetton, необходимо было создать новаторский проект, способный вернуть Ferrari на вершину. Нужно было какое-то смелое, рискованное решение, чтобы ликвидировать отставание от конкурентов, которое из года в год становилось всё более угрожающим.

Оружием возмездия должна была стать F92 с «двойным днищем», разработанная Харви Постлтуэйтом и Жан-Клодом Мижо, двумя специалистами по аэродинамике, которые в 1990 году принесли в Формулу 1 приподнятый носовой обтекатель.

В аэродинамической трубе Ferrari 1992 года показывала отличные результаты и, казалось, могла даже породить конструкцию нового типа. К сожалению, на трассе модель с двойным днищем превратилась в настоящее бедствие для команды, став одной из худших машин Формулы 1, построенных в Маранелло за всю историю.

В результате Ferrari боролась за места далеко позади лидеров, а в чемпионате доминировала Williams-Renault FW14B Найджела Мэнселла и Риккардо Патрезе с активной подвеской. Лишь в редких случаях, когда, к примеру, шёл дождь и скорости падали, F92 становилась конкурентоспособной. Жаль, что в 1992 году дожди шли редко...

Результаты выступлений Ferrari F92 A в гонках Формулы 1

Прошло всего пара лет с момента, когда Скудерия боролась за титул, но в 1992 году модель F92 A стала одной из самых неудачных в истории Ferrari. За весь год пилотам удалось заработать лишь 21 очко (18 из них на счету Алези), команда заняла четвёртое место в Кубке конструкторов. Это не самый худший результат в истории Ferrari, но если раньше поражения, как правило, становились следствием использования устаревших конструкций, то F92 A, напротив, во многом оказалась слишком новаторской. На ней было применено немало оригинальных аэродинамических решений, но ни одно из них не сработало.

Жану Алези по ходу сезона удалось дважды подняться на подиум, но каждый раз это было следствием стечения обстоятельств: в Испании гонка прошла под дождём, что давало Ferrari определённое преимущество, а в Канаде из-за различных проблем сошли едва ли не все лидеры. При нормальном развитии событий максимум, на который могли рассчитывать пилоты Скудерии в гонке – это борьба за пятое-шестое место.

Год Гран При Стартов Поулов Побед Лучший результат
1992 16 32 0 0 3


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё