Монако'71: Рольф Штоммелен

Старт Гран При Монако 1971 года. Фото из архива Бернара Кея
Гонка #200: 23 мая 1971 года. Гран При Монако. Монте-Карло
Поул Джеки Стюарт (Tyrrell 003) - 1.23,2 (136,1 км/ч)
Лучший круг

Джеки Стюарт (Tyrrell 003) - 1.22,2 (137,7 км/ч)

Победитель Джеки Стюарт (Tyrrell 003) - 1:52.21,3 (134,4 км/ч)

Самый гламурный уик-энд сезона стартовал под дождем. Из всех тренировочных сессий только одна прошла на сухой трассе – понятно, что именно её исход и определил расстановку машин на стартовой решетке. Джеки Стюарт, улучив верный момент, опередил всех соперников на секунду с лишним, а следом расположились гонщики, чьи машины были оснащены не "восьмерками" Cosworth DFV, а различными 12-цилиндровыми моторами.

В воскресенье, как и обещал прогноз, над княжеством светило солнце. Пилот Tyrrell обыграл соперников в первом повороте и помчался к финишу, не оглядываясь назад и все дальше отрываясь от преследователей. Джеки в итоге одержал уверенную победу, завоевав один из четырех своих "Больших шлемов".

Но вышло так, что в этот день вовсе не победитель стал главным героем. Если Стюарт уже давно зарекомендовал себя в качестве пилота топ-класса, то молодой швед Ронни Петерсон прежде не имел такой возможности. Он провел всего один сезон за рулем March и пока не заработал ни единого очка. В Монако скандинавский пилот стартовал восьмым, а первый круг закончил пятым.

Несмотря на то, что до этого Ронни лишь раз выступал в княжестве, а по чистой скорости его машина уступала технике конкурентов, Петерсон выглядел очень здорово. Сначала он после долгой осады сломил сопротивление ветерана Дэнни Халма, после чего мгновенно догнал оспаривающих места на подиуме Жаки Икса и Йозефа Зифферта.

March Ронни Петерсона на трассе Гран При Монако 1971 года

Швед явно поймал кураж и всего за пару кругов разобрался с обоими, выйдя уже на второе место. В какой-то момент, когда на машине лидера сломался регулятор тормозного усилия, Петерсон даже начал догонять Стюарта, но затем Джеки подстроился под поведение машины и снова набрал темп.

Тем не менее, на самой сложной трассе чемпионата Ронни открыл счет своим подиумам, чем доказал, что обладает незаурядным гоночным дарованием. Третьим же, после того, как на заключительной части дистанции на BRM Зифферта лопнула одна из масляных трубок, в Монако финишировал пилот Ferrari Жаки Икс.

Интересно...
Главным неудачником этапа стал, без сомнений, Марио Андретти. Американец проводил свой первый сезон в Ferrari и начал его с победы. Но машина Марио сломалась по ходу той самой единственной "сухой" квалификации, причем в таком месте, откуда её никак нельзя было доставить в боксы команды. В итоге результат Андретти оказался лишь 20-м из 23 участников Гран При, тогда как на старт допускались лишь 18 быстрейших.

Рольф Штоммелен

Рольф Йохан Штоммелен

Шестым в Монако финишировал Рольф Штоммелен – немецкий пилот, уже сделавший себе имя благодаря успехам в гонках спортивных машин, но не оставляющий попыток преуспеть и в Формуле 1. После Вольфганга фон Трипса у ФРГ доброе десятилетие не было постоянных представителей в Больших Призах, и Штоммелен заполнил для соотечественников этот вакуум.

Его родители владели авторемонтной мастерской и конторой по прокату машин в пригороде Кёльна. Мальчишку сначала прельщала карьера высококлассного механика, но позже он решил получить инженерное образование. Семейный бизнес приносил твёрдый доход, потому отец, заметив страсть Рольфа к гонкам, вскоре после 20-летия подарил сыну небольшой родстер Porsche.

Пусть он видел в своей жизни уже не одного владельца, но по-прежнему – в умелых руках – мог ехать весьма быстро. Всего несколько лет выступлений в местных соревнованиях, прежде всего на Нюрбургринге, позволили молодому пилоту попасть в фирменную команду Porsche, где он вскоре стал одним из лидеров. Начав с победы в "Тарга Флорио" 1967 года, в дальнейшем Штоммелен регулярно пополнял коллекцию трофеев.

Немец выиграл в Себринге, четырежды первенствовал в Дайтоне, много раз становился сильнейшим в своем классе в Ле-Мане, а однажды едва не выиграл знаменитый марафон и в абсолютном зачете. Гонка проходила под проливным дождем, Рольф почти всю дистанцию сам провел за рулем (его напарником был Пол Ньюман – замечательный актер и в целом неплохой пилот, но круги в таких условиях он проезжал на 25 секунд медленнее Штоммелена), когда незадолго до финиша во время пит-стопа намертво заклинила колёсная гайка.

На фоне этой, без сомнений главной и наиболее успешной стороны карьеры, развивалась и другая. Изначально он вроде бы и не собирался пробовать себя в формулах, но по случаю Рольфу предложили проехать Гран При Германии 1969 года на машине Ф2. Выступление получилось запоминающимся: на последнем круге из-за лопнувшего маслопровода мотор оказался объят пламенем! Хладнокровный Штоммелен добрался-таки до клетчатого флага, где его уже ждали пожарные.

Рольф Штоммелен ведет свой Brabham к третьему месту в Гран При Австрии 1970 года

В 1970-м он смог заручиться необходимой спонсорской поддержкой и договорился о выступлениях с Джеком Брэбэмом. Первый же полный сезон Ф1 получился весьма успешным: подиум в Австрии (при старте с 18-го места!) и ещё три финиша в шестёрке позволили занять 11-е место в общем зачете. А вот переход в 1971-м под флаги команды Джона Сёртиза ожидаемых дивидендов не принес: удалось заработать лишь три очка за год.

А потом была авантюра, иначе и не скажешь, с Гюнтером Хеннерики и проектом Eifelland, после которой "формульное" реноме пилота заметно пошатнулось. В 1973-м Рольф смог найти место лишь во второй половине сезона, заменив попавшего в аварию Андреа де Адамика, годом позже он похожим образом оказался в команде Грэма Хилла, где занял место сломавшего запястье Гая Эдвардса.

Штоммелен приглянулся британцу, и сотрудничество решено было продолжить в 1975-м, когда Embassy Hill готовилась выставить первое шасси собственной разработки. Произошло это в барселонском Монтжуик-парке: гонка с самого старта изобиловала событиями, преимущественно со знаком "минус". Рольф поначалу держался четвертым, но со временем оказался лидером. В борьбе с Карлосом Пасе на машине немца не выдержало крепление заднего крыла и та, лишившись прижимной силы, врезалась по касательной в металлическое ограждение трассы – в том самом месте, где располагался судейский пост, куда пришли и несколько фотографов...

Неуправляемая машина Рольфа Штоммелена за секунду до столкновения с судейским постом на Гран При Испании 1975 года

Четыре человека погибли на месте, пилот получил серьезные травмы и долго лечился. Он вернулся за руль лишь в самом конце того сезона, провел пару Гран При, потом ещё несколько раз стартовал в 1976 году. Результатов по-прежнему не было, хотя в соревнованиях спорткаров Штоммелен продолжал оставаться одной из главных звезд. Он пропустил целый сезон Ф1, чтобы в 1978-м предпринять финальную попытку. Но ставка, сделанная на Arrows A1, оказалась проигрышной: ни одного очка в полутора десятках гонок.

Рольф покинул мир Формулы 1, чтобы еще долго пополнять свою коллекцию трофеев во всевозможных марафонах. Когда ему исполнилось 39 лет, немец пообещал супруге – которая, к слову, ездила с ним на каждое соревнование – что завершит карьеру в конце сезона. Вышло так, что жена Штоммелена не смогла приехать на апрельскую гонку в Риверсайд. Сменив на середине дистанции своего напарника Дерека Белла за рулем Porsche, Рольф устремился вперед: они шли вторыми, и нужно было обязательно настичь лидеров.

После пары кругов на машине развалилось крепление заднего крыла, она потеряла управление и на полном ходу врезалась под прямым углом в бетонное ограждение трассы. От полученных травм Рольф Йохан Штоммелен погиб на месте.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё