Италия'06: Honda

Кими Райкконен лидирует в первом повороте Гран При Италии 2006 года
Гонка #765: 10 сентября 2006 года. Гран При Италии. Монца
Поул Кими Райкконен (McLaren MP4-21) - 1.21,484 (255,937 км/ч)
Лучший круг Кими Райкконен (McLaren MP4-21) - 1.22,559 (252,604 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari 248 F1) - 1:14.51,975 (245,814 км/ч)

Этап в Монце ознаменовал собой конец эпохи, если не целой эры. Сама по себе гонка оказалась в целом довольно ординарной, но вот окружавшие её события однозначно давали понять, что Формула 1 уже никогда не будет такой, как прежде. С того момента не прошло и шести с половиной лет, но можно смело говорить, что даже этот – весьма непродолжительный по меркам истории – срок позволил нам стать свидетелями глобальных перемен.

Итальянские тиффози, освистывающие Фернандо Алонсо, Михаэль Шумахер в алом комбинезоне Ferrari, Макс Мосли на пике могущества и Рон Деннис во главе McLaren, первые километры юного тест-пилота Себастьяна Феттеля, Super Aguri и Midland – как недавно и как давно всё это было.

Победителем квалификации на Аутодромо Национале стал Кими Райкконен, однако главное внимание было приковано не к финскому пилоту McLaren, а к соперничеству двух претендентов на титул, Шумахера и Алонсо. Михаэль, чья Ferrari в осенних гонках выглядела очень здорово, показал в субботу второй результат, а вот Фернандо мало того, что остался только пятым, так ещё и был оштрафован.

Судьи в Монце решили, что пилот Renault заблокировал на быстром круге Фелипе Массу. И напрасно испанец и босс его команды Флавио Бриаторе собирали прессу и доказывали свою правоту, причем очень убедительно: Алонсо отправили на десятую позицию решетки.

Сход Фернандо Алонсо на Гран При Италии 2006 года

Всю гонку Фернандо пробивался наверх: хорошо стартовал, затем использовал верную тактику и даже толкался с соперниками на пит-лейн. На финальном отрезке он был уже третьим, наглядно показывая свою настоящую скорость – но тут не выдержал нагрузок мотор, и желто-голубая машина замедлилась, испустив облако густого сизого дыма...

В тот момент могло показаться, что титул уплывает у молодого пилота из рук, ведь от 25 очков, что он когда-то в июне выигрывал у Шумахера, осталось только два. Сам же Михаэль был в этот день попросту безупречен. Единственную небольшую осечку он допустил на старте, когда пропустил BMW Sauber Ника Хайдфельда. Но тут же, не дожидаясь следующего поворота, пилот Скудерии пошел в контратаку и не просто восстановил статус-кво, но и вынудил обидчика выехать на грязный асфальт, из-за чего тот разом потерял четыре позиции.

А на первом пит-стопе позади остался и Райкконен. Кими лидировал на стартовом отрезке, но на пит-стоп отправился за два круга до Михаэля. Взвинтив темп, Шумахер смог выехать из боксов впереди соперника из McLaren – и дело было сделано. Вместе с двумя чемпионами мира, бывшим и будущим, на подиум неожиданно поднялся новичок Формулы 1 Роберт Кубица. Поляк проводил в чемпионате мира всего третью гонку, но сразу показал, из какого материала сделан.

Болельщики Ferrari приветствуют победу Михаэля Шумахера на Гран При Италии 2006 года

Ну а потом и наступил тот миг, что стал водоразделом в новейшей истории Больших Призов. На пресс-конференции после финиша, словно собравшись с духом, Михаэль Шумахер сказал, что решил завершить карьеру. И никогда уже Формула 1 не была после этого прежней.

Интересно...
Присутствие на гонке Луки Кордеро ди Монтедземоло редко приносило его Ferrari удачу. Случалось, боссу Скудерии даже ненавязчиво советовали провести свой традиционный визит в боксы команды не в воскресенье, а в субботу. Но в этот раз Лука не стал переносить поездку в Монцу, уж больно важный предстоял день. Даже госпожа Фортуна согласилась с этим, ограничившись локальным невезением для Фелипе Массы: бразилец ехал четвертым, но поскользнулся на разлитом масле из мотора Алонсо, повредил шину и вынужден был провести лишний пит-стоп.

Honda

В первую шестерку Гран При Италии в полном составе смогли пробиться гонщики всего одной команды – японской Honda. Для автоконцерна, который сделал спортивный стиль синонимом своей серийной продукции, присутствие в Формуле 1 всегда играло особую роль. Дебют компании в чемпионате мира состоялся спустя всего четыре года после выпуска первого дорожного автомобиля.

В первый раз название команды Honda появилось в протоколах Гран При в 1964-м. Не имея почти никакого опыта, сыны Страны восходящего солнца быстро учились и готовы были работать по 25 часов в сутки. Проект был невероятно самобытным – не считая, разве, пилотов-американцев. Один из них, Ричи Гинтер, и принес марке первую в истории победу на Гран При Мексики в 1965-м.

Два года спустя Джон Сёртиз выиграл в Монце, а по итогам сезона Honda заняла четвертое место в Кубке конструкторов. Но потом был трагический французский этап 1968-го, куда прилетело все руководство компании и где заживо сгорел в перевернувшейся машине француз Жо Шлессер. Программа дальнейших выступлений была свернута.

В 60-е машины Honda красили в цвета японского флага

Но гонки продолжали манить, и в 1984-м в Ф1 вернулись моторы Honda. Очень быстро они стали символом побед, принеся Williams и McLaren череду титулов. Потом японские двигатели поставлялись под клиентской маркой Mugen (что не помешало им выиграть еще четыре Гран При во второй половине 90-х), а на стыке веков маятник качнулся вновь: в Токио решили готовить очередное полномасштабное возвращение.

Увы, замечательный проект Харви Постлтуэйта, который мог стать прорывом, был закрыт из-за скоропостижной смерти конструктора. Но в 2000-м Honda все равно вернулась в Ф1 – вновь в знакомой роли поставщика моторов. В качестве партнера выбрали амбициозную команду BAR, вскоре компанию ей составила и Jordan.

Результаты последней были повыше, и в какой-то момент даже показалось, что Эдди Джордан сможет-таки переманить японцев к себе. Но в итоге ему объявили от ворот поворот, а после очень успешного сезона 2004 года, когда BAR заняла в Кубке конструкторов второе место, Honda выкупила 45% акций команды. Пришла пора готовиться к полноценному возвращению.

И пусть первая половина 2005-го оказалась испорчена скандалом с потайным топливным баком и отстранением от выступлений на три Гран При, затем Дженсон Баттон смог в десяти гонках подряд заработать очки, периодически поднимаясь на подиум. В этот же момент у табачников выкупили оставшиеся 55% акций, сохранив при этом BAR в качестве спонсора.

На Гран При Австралии 2006 года Дженсон Баттон стартовал с поула и лидировал на первых кругах, но в итоге финишировал только пятым

В новом сезоне – первом, который команда проводила под именем Honda Racing – пару Баттону составил перешедший из Ferrari Рубенс Баррикелло. Правда, бразильскому ветерану потребовалось определенное время, чтобы освоиться с новыми тормозами и системой контроля тяги, а вот Дженсон Баттон ехал заметно быстрее, но слишком уж часто у него отказывала машина.

Летом был отправлен в "ссылку" на базу технический директор Джефф Уиллис, место которого занял Шухей Накамото. Совпадение или нет, но вскоре, стартовав только 14-м, Дженсон Баттон выиграл дождевой Гран При Венгрии, после чего пилота и всю команду словно прорвало. До самого конца сезона каждый финиш приносил очки, а финальный этап в Бразилии Дженсон вновь завершил на подиуме. Четвертое место в Кубке конструкторов, добытое с первой попытки, не могло не радовать.

Главным внешним отличием Honda 2007 года была раскраска: машина напоминала странноватой формы глобус, а рекламные наклейки присутствовали лишь в минимально допустимом FIA объеме. Отличием же внутренним была скорость. Перетряска технического штаба в самый неподходящий момент привела к тому, что новинка ехала крайне скверно, и исправить положение экстренными мерами не представлялось возможным.

Опять поломка... Гран При Бразилии 2007 года

Результаты были настолько низкими – в семи гонках Дженсон и Рубенс не завоевали ни единого очка – что требовались решительные шаги. В итоге было принято решение переманить известных технических специалистов из других команд. В целом "улов" оказался не слишком обильным, но одна крупная рыба в сети японцев все же попалась: в Honda перешел Росс Браун, творец побед Benetton и Ferrari.

Правда, к работе он смог приступить не сразу, так что 2008-й тоже не принес новых побед. Машины по-прежнему ехали не очень быстро, и добытый Баррикелло в Сильверстоуне подиум стал следствием отчаянного пилотажа на сырой трассе и рискованной тактики, но сразу после этого технический штаб был полностью переориентирован на создание машины к следующему сезону.

Машина эта, как известно из истории, принесла команде оба титула. Вот только к Honda это уже не имело никакого отношения. Как Браун ни уговаривал японцев потерпеть всего годик, те, напуганные финансовым кризисом, твердо решили избавиться от команды.

Росс Браун не так долго носил униформу Honda. Но успел сделать главное

Кого только не называли покупателем – и Карлоса Слима, и Ричарда Брэнсона, но в итоге за пару фунтов все купил сам Браун, после чего с довольной улыбкой поглядывал с командного мостика, как его парни выигрывают гонку за гонкой.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё