Великобритания'60: Кит Грин

Победитель Гран При Великобритании 1960 года Джек Брэбэм
Гонка #91: 16 июля 1960 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун
Поул Джек Брэбэм (Cooper T53) - 1.34,6 (179,3 км/ч)
Лучший круг Грэм Хилл (BRM P48) - 1.34,4 (179,6 км/ч)
Победитель Джек Брэбэм (Cooper T53) - 2:04.24,6 (174,9 км/ч)

Первая гонка 1960 года прошла в начале февраля в Аргентине. Лишь команда Lotus привезла в Буэнос-Айрес новую машину – и её скорость впечатлила соперников, хотя поломка не позволила Иннесу Айрленду победить. На обратном пути, прямо в самолете, глава команды Cooper Джон Купер устроил с пилотами Джеком Брэбэмом и Брюсом Маклареном серьезное совещание – каждому из этой троицы было ясно, что в последующих гонках одолеть столь серьезного соперника поможет лишь доработка собственной техники.

Cooper T53 впервые вышел на трассу во время апрельского Гран При Монако. Машина стала легче, ниже (пилот уже не сидел, а полулежал за рулем), она получила пружинную заднюю подвеску взамен рессорной и лучше управлялась. В дебюте, правда, Брэбэм попал в аварию – австралиец лидировал в Монако, когда хлынул дождь, но затем Джек начал выигрывать одну гонку за другой.

На седьмой этап в Сильверстоун пилоты Cooper приехали, занимая две лидирующие позиции в общем зачете. Брэбэм стартовал с поула и умчался вперед, предоставив остальным возможность бороться за вторую позицию. Однако сюжет гонки оказался далеко не линейным – недавний дебютант Грэм Хилл, выступающий за команду BRM, заглох на старте и откатился на последнее место. Но британец и не думал сдаваться – и бросился в погоню.

К десятому кругу бывший автомеханик и гребец поднялся из третьего десятка на восьмое место, к середине гонки вышел на второе, а за 20 кругов до финиша уверенно обошел Брэбэма и впервые в карьере стал лидером Гран При. Трибуны Сильверстоуна ликовали – ведь гонку возглавлял их земляк за рулем британской машины.

Но правду говорят, что опыт бесценен. Хилл так хотел поскорее финишировать, что мчался вперед, забыв обо всем. Он не сбросил скорость, даже когда на последних кругах стали барахлить тормоза. Это и сыграло с пилотом недобрую шутку – обгоняя очередного кругового, Грэм допустил небольшую ошибку на входе в поворот, машину занесло, выбросило с асфальта – и она повисла на заградительной земляной насыпи...

В дальнейшем Хилл ещё почти пятнадцать лет выступал в Формуле 1 и завоевал два чемпионских титула, но ни разу ему не удалось подойти к победе в домашней гонке ближе, чем тем июльским днем 1960 года.

Джек Брэбэм одержал в Сильверстоуне четвертую подряд победу и сделал ещё один шаг к чемпионской короне. Следом финишировал гонщик Lotus Джон Сёртиз. Известный чемпион-мотогонщик только присматривался к "четырём колесам", для него это был всего второй в жизни Гран При Формулы 1. Также на подиум поднялся еще один пилот команды Колина Чепмена, Иннес Айрленд.

Интересно...
В ту пору старт давался отмашкой флага – как правило, эта работа поручалась какой-то известной персоне. Скажем, во французском Реймсе в роли стартера выступал главный организатор соревнований Тото Роше – он выходил на середину дороги и после взмаха со всех ног мчался в безопасное место, причем порой машины проносились совсем рядом. Ну а в Сильверстоуне флаг доверили Стирлингу Моссу. Ранее по ходу того же сезона кумир миллионов британцев попал в серьезную аварию в Спа и временно не мог садиться за руль, но представить Гран При без его участия было просто невозможно.

Кит Грин

Кит Грин (второй справа) в компании Колина Чепмена, Грэма Хилла и музыканта Джорджа Харрисона на Гран При Монако 1966 года

Первым, кто выбыл из британской гонки 1960 года, стал местный пилот Кит Грин. Он выступал на не первой свежести машине Cooper за небольшую команду Gilby. Её руководителем был отец гонщика, Сид, а сам спортсмен выполнял ещё и обязанности инженера.

В 16-летнем возрасте с Грином-старшим случилась беда – катаясь на велосипеде, он попал под автобус и потерял левую руку. Но это не помешало ему устроить личную жизнь, участвовать в гонках и даже служить в авиации во время войны! Сид мечтал, чтобы его сынишка стал знаменитым пилотом – и в 1954 году основал собственную команду Gilby Engineering.

В дебютном сезоне молодой пилот Рой Сальвадори (Киту выступать пока не позволял возраст) на Maserati 250F финишировал вторым на внезачетной гонке в Гудвуде и выиграл в Снеттертоне. Дебют в чемпионате мира состоялся во французском Реймсе: стартовав десятым, Сальвадори сошел из-за поломки. Подвела его машина и на домашнем этапе в Сильверстоуне, где Рой квалифицировался и вовсе седьмым.

Так продолжалось еще два года – маленькая команда смотрелась очень здорово на самых разных трассах Европы, но как только приезжала на Гран При Формулы 1 – техника мистическим образом выходила из строя. Особенно обидным отказ Maserati был на британской гонке 1956 года, где Сальвадори занимал второе место!

Выступая за Gilby, гонщик смог заявить о себе – и его позвали в BRM. А вот Грину пришлось задуматься о покупке новой техники – итальянская машина уже явно устарела. В итоге Сид купил Cooper, за рулем которого сменяли друг друга не хватавшие звёзд с неба Джим Рассел и Айвор Бьюб.

Кит Грин за рулем Gilby на Гран При Германии 1962 года

Но всё это было неважно для главы команды, ибо к тому времени его сын Кит уже выступал в Формуле 2. Молодому пилоту едва перевалило за 20, а он уже демонстрировал проблески таланта, порой поднимаясь на подиум в весьма сильной компании. В ту пору даже звезды первой величины, вроде Кларка или Стюарта, дебютировали в Формуле 1 ближе к 30 годам, но Грин-старший не мог ждать – и усадил сына за руль машины Гран При.

Первый сезон серьезных успехов не принёс – в Сильверстоуне молодой пилот ехал так медленно, что не получил права выйти на старт. Годом позже, в 1960-м, он смог пройти квалификацию, но быстро сошел из-за перегрева мотора. Тем временем Сид Грин, уверенный, что в неудачах сына виновата машина, поручил конструктору Лену Терри построить собственное шасси.

Его создание обошлось в 5000 фунтов. Пространственная рама из труб, обтянутая алюминием, простые и надежные решения почти всех узлов – первая Gilby выглядела весьма неплохо. Киту не терпелось поскорее вывести машину на трассу, и команда поехала на тесты в Гудвуд. Грин долго наматывал круги, а потом команда пригласила за руль работавшего на той же трассе Брюса Макларена. Тот показал результат на шесть секунд лучше, едва не перекрыв рекордное время круга.

Фактически, в этот момент и рухнули все надежды Грина-старшего. Стало ясно, что его мечте не суждено стать реальностью. Команда какое-то время продолжала работать, Кит финишировал 15-м в Гран При Великобритании, затем шестым и даже четвёртым во внезачетных гонках. Соломинкой для утопающих мог стать новый мотор BRM, которого в Gilby ждали перед сезоном 1962 года. Но – так вышло – он оказался неудачным...

В середине 90-х Кит Грит работал в команде Renault в британском "кузовном" чемпионате. На фото - брифинг с гонщиками Тимом Харви и Аленом Меню

Сид закрыл команду и продал технику. Кит еще какое-то время выступал в гонках GT, а потом неожиданно нашел себя в новом деле. Оказалось, что он имеет гоночное дарование – только не пилотское, а организаторское. Много лет Грин проработал в разных командах, включая Brabham и McLaren в Формуле 1, на должности тим-менеджера. Кит занимался любимым делом до середины 90-х, сейчас он на пенсии.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё