Бельгия'90: Акира Акаги

Айртон Сенна лидирует на старте Гран При Бельгии 1990 года. Фото Honda UK

Бельгия'90: Акира Акаги

Гонка #495: 26 августа 1990 года. Гран При Бельгии. Спа
Поул

Айртон Сенна (McLaren MP4/5В) - 1.50,365 (226,376 км/ч)

Лучший круг Ален Прост (Ferrari F1-90-2) - 1.55,087 (217,087 км/ч)
Победитель

Айртон Сенна (McLaren MP4/5В) - 1:26.31,997 (211,728 км/ч)

Завоевав в 1988 году оба титула, команда McLaren оставалось непобедимой и на протяжении следующих трёх сезонов. Причем поначалу у пилотов красно-белых машин фактически не было соперников. Лишь через два года, заполучив Алена Проста, Ferrari смогла оказать достойную конкуренцию. По ходу всего 1990 года недавние напарники, чьи отношения окончательно испортились по ходу второго совместного сезона, изо всех сил старались опередить друг друга.

Айртон и Ален были достойными соперниками – невероятную скорость бразильского Волшебника уравновешивали опыт и невероятное тактическая интуиция французского Профессора. Оба одержали немало красивых побед, но постепенно чаша весов стала склоняться в пользу McLaren: у команды все же было небольшое техническое преимущество.

На бельгийской трассе в Спа оно позволило Сенне и его новому напарнику, пришедшему из Ferrari Герхарду Бергеру, завоевать первый стартовый ряд. Прост расположился следом. Однако начать гонку удалось только с третьей попытки. До этого после сигнала светофора всякий раз случались аварии, потому некоторым гонщикам в итоге оказалось не на чем выйти на старт.

Сенна – как и дважды до этого – смог сохранить первую позицию и помчался вперед. Прост удержал третье место и начал планомерно наседать на Бергера. На 14-м круге пилот Ferrari провел классическую атаку перед "Автобусной остановкой " и вышел вперед. К тому моменту отставание от лидера составляло почти пять секунд. К середине дистанции Ален смог практически догнать Айртона – и тут пришла пора пит-стопов.

В McLaren колеса своему пилоту сменили мгновенно, а вот в Ferrari возникла пусть небольшая, но заминка. Её хватило, чтобы решить судьбу гонки –- Сенна вернулся на трассу прямо перед носом Benetton Алессандро Наннини, а Прост выехал уже позади итальянца. Разумеется, для Алена не составило сложности вернуться на второе место, однако с мечтами о победе ему пришлось расстаться – сильнейшим в Спа оказался Айртон.

На призовом пьедестале соперники словно бы не замечали друг друга – Профессор, уступивший очередные три очка в споре за титул, без особого энтузиазма разбрызгивал шампанское, а Сенна общался с Герхардом Бергером, который взял верх в невероятно красивой дуэли с Алессандро Наннини, которая продолжалась на протяжении добрых десяти кругов.

Интересно...
В 1989-м Найджел Мэнселл утвердился в роли лидера Ferrari, переиграв Герхарда Бергера. Но когда годом позже в Скудерию пришел Ален Прост, жизнь британца заметно осложнилась. Вдобавок, из-за череды поломок он всего трижды финишировал в десяти первых гонках сезона, ни разу не поднявшись выше второго места. Все это подтолкнуло Мэнселла сделать заявление о завершении карьеры.

В Спа Большой Найдж несколько уточнил свои планы на будущее. Он сказал, что в принципе готов остаться в Ф1, но только в команде, которая обеспечит ему статус первого номера и будет работать в его интересах. Паддок немедленно стал полниться слухами, что Мэнселл нашел вариант продолжения карьеры. Но не в Ferrari – на условия британца, по мнению знающих людей, готовы были согласиться в Williams.

Акира Акаги

Акира Акаги

Шестым и седьмым в Спа финишировали гонщики команды Leyton House – Маурисио Гужельмин и Иван Капелли. Они стартовали из середины второго десятка, но благодаря проблемам у соперников и удачной тактике без пит-стопов смогли показать неплохой результат. Сезон 1990 года был для команды Leyton House дебютным в Формуле 1, а владел ею японский бизнесмен Акира Акаги.

Он родился в конце осени 1944-го в состоятельной семье и получил хорошее образование в сфере менеджмента. Начав работу в семейной строительной компании, молодой человек вскоре сменил собственного отца в кресле ее босса – и за следующие 20 лет добился серьезных успехов. Расширяя бизнес, сливаясь с другими компаниями и осваивая новые области деятельности, к середине 80-х Акаги уже стоял во главе конгломерата из 21 фирмы, который занимался возведением и торговлей недвижимостью, владел ресторанами, магазинами, спортивными центрами. Называлось это предприятие Leyton House.

Когда японцу стало тесно в рамках родной страны, он посчитал, что лучшим способом заявить о себе в мировом масштабе будет автоспорт. Несмотря на серьезные намерения, Акира начал с малого: оказал в 1986 году поддержку одной из команд Формулы 3000. Результат оказался позитивным. Выступая на March, раскрашенном в фирменные бирюзовые цвета Leyton House, итальянец Иван Капелли завоевал чемпионский титул.

Акаги счел опыт успешным, а также решил, что не стоит искать добра от добра – и заплатил компании March за разработку машины Формулы 1. Дебютный сезон, в котором за команду выступал только Капелли, принес всего одно очко. Но затем к проектированию шасси подключили молодого инженера Эдриана Ньюи, и дела пошли на лад.

Состав пополнился бразильцем Маурисио Гужельмином, и вместе с Капелли в сезоне 1988 года они завоевали шестое место в Кубке конструкторов. Причем в Спа итальянец финишировал третьим, а в Эшториле смог опередить на трассе McLaren Айртона Сенны. В 1988 году это был едва ли не единственный случай, когда кому-то удалось оставить позади непобедимый MP4/4. "Не исключено, мне удалось бы обойти и Проста, но мотор стал греться, и я решил не рисковать", - смело заявил Иван после финиша.

"Очевидное - невероятное". Иван Капелли обгоняет Айртона Сенну на Гран При Португалии 1988 года

Следующий сезон Гужельмин начал с третьего места в Рио, но в дальнейшем дела шли не столь здорово - невысокая надёжность моторов Judd привела к тому, что за весь 1989 год пилотам March лишь раз удалось в полном составе добраться до финиша, хотя стартовали они и с девятой, и с шестой, и даже с четвёртой позиции.

Акиру Акаги такая ситуация решительно не устраивала – и за немалые по тем временам 6 миллионов долларов он выкупил все гоночное подразделение March целиком, включая как команду Ф1, так и производственный отдел, где собирали различную технику для других категорий. В заявочных списках на 1990 год Капелли и Гужельмин официально выступали уже не за March, а за Leyton House Racing.

Увы, примерно в то же время ушел в Williams Ньюи – для команды это была очень серьезная потеря. Идеи "кудесника аэродинамики" и в ту пору, и сейчас диктовали гоночную моду. Заменивший британца Густав Брюннер явно уступал Ньюи в мастерстве. Вдобавок, после смены собственника из Leyton House ушли и еще несколько важных сотрудников.

В итоге команда Акаги выступала очень неровно. В Мексике оба гонщика не прошли квалификацию – а на следующем этапе во Франции не только пробились на старт, но и поднялись по ходу дистанции первое и второе места! Увы, Гужельмин сошел из-за поломки мотора, а у Капелли стал заканчиваться бензин – и на предпоследнем круге Иван пропустил Ferrari Алена Проста. В итоге Leyton House вновь досталось седьмое место в Кубке конструкторов.

Годом позже двигатели Judd заменили на Ilmor, но поломки продолжались. Не добавляла стабильности и чехарда с кадрами. А летом, после очередного ипотечного кризиса в США, японские служители Фемиды заинтересовались Акаги. Как оказалось, для девелоперских работ он брал в одном их крупных банков серьезные кредиты по удивительно низким процентным ставкам. Потянув за эту ниточку, полицейские обнаружили еще немало интересного. В августе на запястьях Акиры звонко щелкнули наручники – и судьба Leyton House Racing оказалась предрешена.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё