Гран При Канады: Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: первый ряд - Мартин Уитмарш, Кристиан Хорнер. Второй ряд - Норберт Хауг, Эрик Буйе.

Участники: Эрик Булье (Renault), Норберт Хауг (Mercedes), Мартин Уитмарш (McLaren), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing)

Вопрос: Вопрос ко всем – какие выводы были сделаны после инцидента в Турции, когда на трассе столкнулись гонщики Red Bull Racing? Можно ли ожидать повторения подобных ситуаций между гонщиками одной команды? Они могут возникать регулярно, есть ли способы этого избежать? Эрик, начнем с вас…
Эрик Булье: Думаю, вам лучше спросить тех, кто сидит впереди меня – им наверняка есть, что сказать. У нашей команды нет проблем с гонщиками – они оба хорошо провели предыдущую гонку, а с точки зрения чистой скорости это был наш самый удачный уик-энд.

Вопрос: С вашей точки зрения стоит ли что-то изменить в подходах, которые используют другие команды по отношению к своим гонщикам?
Эрик Булье: По-моему, они неплохо справляются, даже если иногда и возникают сложные ситуации.

Вопрос: Норберт, вы назвали тот инцидент «ужасным событием». Ваше мнение?
Норберт Хауг: Да, неприятности иногда случаются – мне приходилось видеть схожие случаи, пусть и не с такими последствиями. Инцидент раздули в настоящий конфликт, однако на деле все сводится к обычному недопониманию. Да, нечто подобное может случиться и с нами – возможно, в случае борьбы за седьмую – восьмую позиции все не так проблематично, но если вы лидируете дублем… Наши друзья из Vodafone McLaren Mercedes ощутили это на себе, и им пришлось здорово понервничать. На таких скоростях инцидент может произойти мгновенно…

Мартин Уитмарш: Не думаю, что мы извлекли какой-то новый урок. Знатоки истории меня поправят, но, кажется, в 2005 году в Индианаполисе гонщики McLaren не поделили между собой первый поворот и вылетели с трассы. Столкновения иногда случаются. В представленных здесь командах выступают очень конкурентоспособные пилоты, они хотят одного – бороться на трассе, а здесь возможен конфликт между личными устремлениями и интересами команды, из-за чего мы порой наблюдаем крайне нежелательные инциденты. Впрочем, это неотъемлемая часть того зрелища, которое мы призваны создавать…

Кристиан Хорнер: Прошу прощения, какой был вопрос? По-моему, за последние две недели о событиях в Стамбуле было сказано слишком много. Для Формулы 1 это был очень позитивный уик-энд – четыре машины на протяжении сорока кругов вели очень плотную борьбу. Жаль, что все закончилось аварией, но ситуацию уже не изменить – два гонщика, напарники по команде и лидеры чемпионата, сцепились в схватке за первую позицию…

Стоит ли запретить им бороться друг с другом? Я так не думаю, ведь в соперничестве суть Формулы 1. Мы позволили нашим парням атаковать друг друга, и, к сожалению, произошел контакт. Уверен, все мы извлекли хороший урок из событий того уик-энда – команда обсудила ситуацию и готова двигаться дальше. У нас два превосходных гонщика, которым предстоит работать вместе на протяжении еще полутора лет. С ними мы завоевали шесть победных дублей, и они неоднократно боролись колесо в колесо без каких-либо последствий.

Отвечая на ваш вопрос, могу лишь сказать: урок усвоен. Будут ли Марк и Себастьян бороться друг с другом в этот уик-энд? Если они квалифицируются на соседних позициях, соперничества не избежать, однако вряд ли мы увидим повторение стамбульского инцидента.

Вопрос: Уточню вопрос для Мартина и Кристиана. После Гран При Турции изменили ли вы что-то во внутренней коммуникации? В частности, у McLaren в Стамбуле возникло определенное недопонимание…
Кристиан Хорнер: Никаких изменений, мы всего лишь напомнили Марку и Себастьяну, кто такие напарники. Инцидент обсуждался в спокойной обстановке, и оба гонщика выразили сожаление по поводу столкновения и упущенной победы. Обидно вот так терять гарантированный дубль, но выводы сделаны, нужно двигаться дальше.

Мартин Уитмарш: Главное – оперировать проверенной информацией. В Стамбуле у гонщиков возникли определенные вопросы, один из наших сотрудников ответил быстро, интуитивно и, как оказалось, ошибочно. Он и команда усвоили урок, в следующий раз мы постараемся сработать эффективнее.

Вопрос: Тот сотрудник не получил каких-то особых указаний вроде совета избегать подобных действий?
Мартин Уитмарш: Этому сотруднику не занимать профессионализма и опыта. Ему задали непростой вопрос, и в той ситуации он, по всей видимости, хотел, чтобы гонщики слегка сбросили темп, так как в условиях постоянной борьбы у них могли возникнуть проблемы с топливом, тормозами, двигателем или резиной. Мы не хотели, чтобы гонщики рисковали победным финишем, выжимая из машин больше, чем требовала гонка.

Вопрос: Норберт, результаты Mercedes оправдывают ожидания, или команде необходим серьезный шаг вперед? Можно ли рассчитывать на заметный прогресс уже в этот уик-энд?
Норберт Хауг: Мы занимаем совсем не те позиции, на которых хотели бы быть, и нас это беспокоит. Тем не менее, в Турции мы квалифицировались достаточно высоко, несмотря на хорошую скорость соперников. Мы знаем, что прогресс займет некоторое время, но уже в Монако наша машина была вполне конкурентоспособна, да и сегодняшние результаты выглядят вполне убедительно – посмотрим, чем закончится уик-энд.

В преддверии следующего сезона нам пришлось сократить численность персонала, хотя это не оправдание, а всего лишь косвенное объяснение наших трудностей. Команда полна оптимизма, но нужно помнить: соперники очень сильны, а парни из Renault подобрались уже вплотную – они работают в свойственном себе стиле, и у них есть пара отличных гонщиков.

Мы прекрасно представляем себе силу McLaren Mercedes, Red Bull и Ferrari – прогресса добиться нелегко, но наше время обязательно придет. В предыдущие годы мне и Мартину неоднократно приходилось отвечать на вопросы вроде: «Когда вы снова будете конкурентоспособны?» Невозможно назвать точную дату, но мы активно работаем на хороший результат и непременно добьемся своего.

Вопрос: Команда запланировала заметный прогресс, или он будет постепенным?
Норберт Хауг: Нужно быть реалистами и опираться на худший сценарий. В предыдущей гонке мы уступали Red Bull по полсекунды на круге, однако Себастьян Феттель мог взвинтить темп, и отставание составило бы уже семь или восемь десятых – пожалуй, таков их реальный отрыв. В начале гонки мы ехали довольно медленно, но по мере расхода топлива скорость заметно возрастала. Разумеется, не все ехали в полную силу, но, к примеру, Марк Уэббер выкладывался по максимуму, и на его фоне мы смотрелись очень неплохо. Тем не менее, наши позиции не соответствуют ожиданиям – конечно, я был бы не прочь уже в завтрашней гонке иметь преимущество в полторы секунды на круге, однако прогресс потребует времени…

Вопрос: Эрик, результаты Renault превосходят ожидания?
Эрик Булье: Честно признаться, пусть ненамного, но превосходят – мы рады навязать борьбу парням из Mercedes. Да, нужно много работать, чтобы сравняться с McLaren или Red Bull, однако нам приятно соперничать с Ferrari и Mercedes, и мы довольны тем, как идут дела.

Вопрос: Что вы можете сказать о характере двух ваших гонщиков?
Эрик Булье: Пожалуй, они работают по двум разным сценариям. Роберт достаточно опытен и выкладывается по максимуму – для высокого результата ему нужна, разве что, более быстрая машина. Что касается Виталия, ему нужно осваивать трассы. Он никогда не выступал в Канаде, но в аналогичной ситуации в Стамбуле сразу взял хороший темп – кроме того, у него неплохо получается вести гонку в стабильном ритме.

Вопрос: Еще один общий вопрос. Фелипе Масса и Марк Уэббер продлили свои действующие контракты – Фелипе до 2012 года, Марк – до конца 2011-го. Как это повлияет на ситуацию на рынке гонщиков?
Эрик Булье: Получается, слухи о возможном переходе Роберта в Ferrari больше не актуальны – теперь мы можем спокойно обсудить с ним продление контракта.

Норберт Хауг: По-моему, в чемпионате сложилась идеальная ситуация – редко можно наблюдать столь интенсивную борьбу. Да, мы постоянно соперничаем друг с другом, но составы подобраны весьма гармонично, и первые пять команд наверняка оставят своих гонщиков на следующий сезон. Это идет на пользу Формуле 1 и обещает по-настоящему захватывающие гонки, одну из которых мы увидим уже в воскресенье.

Мартин Уитмарш: Мне нечего добавить – ситуация с контрактами выглядит вполне стабильной. Слухи только начинают появляться, можно спокойно думать о других вещах. Как сказал Норберт, в топ-командах выступают четыре чемпиона мира, и мы наблюдаем действительно интересные гонки. Шесть предыдущих этапов порадовали увлекательной борьбой – надеюсь, нечто подобное мы будем наблюдать до самого конца сезона.

Вопрос: Кристиан, вы уже сохранили свой состав…
Кристиан Хорнер: Да, мы оставили обоих наших гонщиков. Команда и Марк быстро пришли к обоюдному согласию продлить действующий контракт. Марк ежегодно пересматривает свои обязательства, но в этот раз у него не было желания искать себе место где-либо еще, поэтому мы будем рады продолжить работу с ним и Себастьяном в следующем сезоне. Кажется, большая часть контрактов уже закреплена, поэтому нас вряд ли ждут какие-то серьезные изменения в первой половине пелотона.

Вопросы с мест

Вопрос: (Гатан Винерон – RTBF) Вопрос ко всем по поводу ситуации с поставкой шин на следующий сезон. Жан Тодт заявил, что решение будут принимать FIA и Берни Экклстоун. Ваше мнение? Похоже, вопрос не требует отлагательств – когда можно ожидать финального решения?
Мартин Уитмарш: По-моему, Жан имел в виду требование, согласно которому FIA обязана провести соответствующий тендер – в этом заинтересованы все участники чемпионата. Не сомневаюсь – команды, FIA и держатель коммерческих прав делают всё возможное, чтобы как можно скорее решить вопрос о поставке шин.

Кристиан Хорнер: Могу лишь добавить, что наличие одного поставщика резины позволяет частным командам, вроде Red Bull Racing, конкурировать с заводскими. Главное – обеспечить всем равные условия. Сейчас у нас очень хороший поставщик, который, к сожалению, со следующего сезона покидает Формулу 1, но команды уже определились с приоритетами, и я надеюсь, что FIA и Берни Экклстоун поддержат наше общее мнение.

Мартин Уитмарш: Для любого из потенциальных кандидатов ситуация не требует отлагательств – нужно разработать конструкцию шин, определиться с количеством комплектов и графиком поставки. С другой стороны, для команд характеристики резины являются отправной точкой при создании новой машины, так что решение должно быть принято как можно скорее.

Вопрос: Вам хотелось бы протестировать новые шины до завершения сезона?
Мартин Уитмарш: Думаю, у двух потенциальных кандидатов есть свое мнение насчет тестов – проводить ли их с участием команд или выбрать другую схему, однако чем быстрее мы определимся с ключевыми характеристиками и вопросами безопасности, тем лучше. Ситуация не из простых – все команды избавились от своих тестовых подразделений, и ни одна из них не может проводить испытания шин в том объеме, как раньше. Мы приложили немало усилий, стараясь снизить уровень расходов, и при решении данного вопроса не должны отходить от намеченного курса. Уверен, вместе мы сможем найти приемлемый вариант.

Вопрос: (Даниэль Бастьен – FM 103.3) Помимо вопроса о поставке шин есть еще проблема возвращения KERS. Как обстоят дела? Нас ждет множество собственных разработок, или один поставщик?
Мартин Уитмарш: Наличие KERS разрешено регламентом, однако из-за непростых экономических условий команды договорились не использовать эту систему в 2010-м. В прошлом году эффективная KERS принесла McLaren значительную пользу, и хотя мы не были в числе наиболее активных сторонников возвращения системы рекуперации энергии, многие участники чемпионата пожелали вновь видеть ее на своих машинах. Не знаю, можно ли говорить о всех командах, но значительная часть планирует использовать KERS в 2011 году.

Эрик Булье: Мы активно поддерживаем идею рекуперации энергии и уже не раз выступали за возвращение KERS. Наша технологии несколько отличается от принципов, используемых Mercedes, и здесь мы могли бы прийти к некоему компромиссу, однако это тема отдельных переговоров. Надеюсь, KERS вернется в чемпионат.

Норберт Хауг: Если потребуется вернуть KERS, у нас для этого есть все необходимое. Разработке Mercedes принадлежит историческая победа – менее года тому назад в Венгрии Льюис Хэмилтон впервые выиграл гонку на машине, оснащенной системой рекуперации энергии. Пожалуй, без этой технологии нам вряд ли бы удалось опередить Марка Уэббера. Да, мы готовы к возвращению KERS, однако нужно помнить о расходах: если использовать систему смогут лишь некоторые команды, это не сулит ничего хорошего – нужно собраться вместе и выработать общее решение.

Компания Mercedes-Benz является пионером в области создания гибридных моторов – к примеру, на очень популярной в Китае гибридной версии S-class используется технология, во многом идентичная формульной KERS. Система уже отлажена, нужно лишь подумать о расходах. Постройка нового мотора, рассчитанного на регламент 2013 года, также потребует финансовых затрат, и мы в Mercedes хотели бы определиться с их предельными значениями. Уверен, наши коллеги в Renault и других командах руководствуются такими же соображениями – никто не хочет тратить больше, чем необходимо.

Вопрос: Кристиан, Red Bull займется собственной разработкой KERS, или вновь будет использовать технологии Renault?
Кристиан Хорнер: Технология рекуперации кинетической энергии представляет определенный интерес, но в условиях действующего регламента возникает определенное противоречие между преимуществами использования системы и проблемами ее интеграции в шасси. Будет ли прирост в скорости заметен лишь на первых пятистах метрах дистанции, как в прошлом году? Сможет ли система повысить зрелищность гонок, увеличить количество обгонов? К сожалению, сейчас на эти вопросы нельзя дать однозначного ответа.

По-моему, каждая команда должна самостоятельно определиться, как оптимизировать конструкцию машины – с KERS или без нее. Разумеется, есть еще проблема финансирования, причем все вопросы необходимо решить в самое ближайшее время… В случае с KERS нужно учитывать вес гонщика, общую прибавку к весу машины – возникает своеобразный «эффект домино». У системы есть плюсы и минусы, нужно лишь определиться, обеспечит ли она гарантированный прирост в скорости.

Вопрос: (Тед Кравитц – BBC) Ключевым элементом Гран При Турции стали переговоры Red Bull и McLaren со своими гонщиками, причем тот факт, что они не транслировались в эфир, лишь увеличил количество всевозможных домыслов и слухов. Может быть, открытый радиообмен позволил бы зрителям лучше понимать ход гонки? Мартин, вы говорили о шоу, которое призваны создавать – может быть, следует сделать переговоры открытыми не только для FIA и FOM, но и для телевизионщиков?
Мартин Уитмарш: Держатели коммерческих прав имеют свободный доступ к переговорам всех команд и могут использовать эту информацию по своему усмотрению. Вопрос лишь в том, какую ее часть можно обработать и передать телевизионщикам, однако эту проблему нужно обсуждать непосредственно с FOM.

Кристиан Хорнер: Мы считаем, что радиопереговоры должны быть открытыми. По крайней мере, многие наши указания без проблем выдавались в эфир, ведь в них не было ничего кроме стандартных рекомендаций насчет топливной смеси и других показателях. Хорошо, что эта составляющая Формулы 1 в последние годы стала более доступной – раньше мы не слышали переговоров Ferrari или McLaren, а сегодня их радиообмен добавляет зрелищности.

Вопрос: (Эдд Стро – Autosport) Вопрос для Кристиана и Мартина. После Гран При Австрии 2002 года в Формуле 1 действует запрет на командную тактику. Может быть, нам следует пересмотреть это правило, чтобы, во-первых, вы могли руководить действиями своих гонщиков, а во-вторых, предотвратить появление всевозможных домыслов, которые неизбежно возникают на основании фрагментов переговоров?
Кристиан Хорнер: Я против приказов с пит-лейн. У нас есть пара гонщиков, которым мы обеспечиваем одинаковую поддержку – и только им решать, что делать на трассе. Мы нанимаем профессионалов и не должны диктовать им, как пилотировать машину. Нельзя лишать болельщиков самой сути Гран При – соперничества гонщиков и машин. Мы всегда придерживались такой точки зрения и считаем неразумным возвращаться к ситуации, когда победитель может быть определен уже после первого поворота гонки.

Мартин Уитмарш: Мы довольны действующими правилами, поскольку McLaren, в отличие от некоторых соперников, на протяжении уже многих лет не использует так называемую «командную тактику». Не имею ничего против желания других команд поступать так, как они считают нужным, но лично мы привыкли уважать своих гонщиков и всегда используем равный подход. Что касается различных слухов, их невозможно искоренить – они все равно будут появляться, проще не обращать внимания.

Вопрос: (Даниэль Бастьен – FM 103.3) Как вы относитесь к предложению Жана Тодта о применении спортивных санкций к гонщикам, нарушающим правила дорожного движения?
Кристиан Хорнер: Полностью поддерживаю эту идею. По-моему, для получения суперлицензии нужно, по крайней мере, иметь действующие водительские права, а гонщики, к тому же, являются послами специальной программы за безопасное движение на дорогах. Уверен, если данная система будет внедрена, у Марка и Себастьяна не возникнет никаких проблем.

Мартин Уитмарш: Согласен с предложением, но нам бы не хотелось распространять его на всех сотрудников команды!

Норберт Хауг: Я тоже поддерживаю такую инициативу.

Эрик Булье: Да, гонщики являются послами специальной программы, и хотя я не представляю, каким образом наказывать их за нарушение правил вне трассы, они должны вести себя согласно своему статусу.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё