Монако'66: Боб Бондюрант

Джон Сёртиз опережает Джекки Стюарта на первых кругах гонки
Гонка #142: 22 мая 1966 года. Гран При Монако. Монте-Карло
Поул Джим Кларк (Lotus 33) - 1.29,9 (125,9 км/ч)
Лучший круг Лоренцо Бандини (Ferrari 246) - 1.29,8 (126,1 км/ч)
Победитель Джекки Стюарт (BRM P261) - 2:33.10,5 (123,2 км/ч)

Старт чемпионата мира 1966 года был судьбоносным для Формулы 1. Остались в прошлом слабосильные «малолитражки» с моторами 1.5 – на арену вышли моторы объемом 3000 кубических сантиметров. Разумеется, за три последующих десятилетия техническая мысль и гоночный регламент не раз вносили коррективы в устройство гоночных двигателей, но все перемены носили в известном смысле эволюционный характер. Потому можно утверждать, что современные силовые агрегаты Ф1 являются дальними потомками тех моторов, что использовались командами в самом первом Гран При новой эры, что состоялся в Монако в конце мая 1966 года.

Справедливости ради стоит отметить, что на 17 участников гонки на улицах княжества, полноценных трёхлитровых агрегатов приходилось… лишь шесть. Ни до, ни после стартовый список не был столь разнообразным – частные команды готовы были использовать практически всё, что угодно: прогулявшись по паддоку, можно было отыскать моторы объемом 2.8, 2.4, 2.0, 1.9 и даже 1.5 литра!

Совсем скоро – после появления славной «восьмёрки» Ford Cosworth DFV – весь этот «зоопарк» останется в прошлом. Пока же больше вовсе не значило быстрее. Поул завоевал Джим Кларк на Lotus-Climax 2.0, а победителем гонки стал набирающий силу Джекки Стюарт на BRM 1.9.

Шотландец, проводящий в Формуле 1 всего 11-ю гонку, стал лидером довольно быстро – сначала еще на стартовой решётке заклинило на первой передаче коробку у Кларка, а затем вышедший было вперед Джон Сёртиз на новой Ferrari сошел из-за поломки дифференциала. Надежность техники вообще стала в этот день определяющим фактором – в итоге до клетчатого флага добрались только четверо гонщиков!

Автор лучшего круга гонки Лоренцо Бандини

Точнее говоря, только четверо прошли 90% дистанции, а еще двое хоть и финишировали, но проиграли Стюарту целую вечность, что по новым правилам не давало им право рассчитывать на очки. Да и остальные были не слишком быстры – даже трижды побеждавший до того в Монако Грэм Хилл ошибся и едва не разбил машину, потому отстал от Стюарта на целый круг.

Ну а окончательно интрига иссякла кругов за 15 до финиша. Итальянец Лоренцо Бандини на Ferrari (с мотором 2.4) под финиш догонял лидера и даже установил рекордное время круга, но раньше времени стёр тормозные колодки и вынужден был сбросить скорость, закрепившись на второй позиции.

Интересно...
Режиссер Джон Франкенхаймер снимал в Монако сцены, вошедшие в его фильм Grand Prix. Для этого, учитывая размеры тогдашней кинотехники, к участию в тренировках был допущен вне зачёта автомобиль под управлением чемпиона мира Фила Хилла, на котором была смонтирована камера. На старт гонки, учитывая узость и небезопасность трассы, американца не выпустили...

Боб Бондюрант

Боб Бондюрант

Американец Боб Бондюрант уступил победителю Гран При Монако 1966 года пять кругов. В любой другой ситуации это лишило бы его шансов на попадание не только в очковую шестерку, но даже в десятку. Но эпидемия поломок позволила неопытному гонщику частной команды занять в итоговом протоколе четвёртую строку.

Роберт Л. Бондюрант попал в Формулу 1, по большому счёту, случайно. Он родился в Иллинойсе, увлекался мотогонками, после чего сменил два колеса на четыре и скоро получил приглашение в команду AC Cobra. В составе последней американец добился своего наивысшего успеха – выиграл в 1963 году «24 часа Ле-Мана» в классе GT. Формульные соревнования его не прельщали, но всё изменилось осенью 65-го.

Пилот Ferrari Джон Сёртиз угодил в серьезную аварию, и накануне Гран При США британцу нужно было срочно отыскать замену. Ей и стал Бондюрант – разумеется, в дебюте он не смог составить серьёзную конкуренцию лидерам и финишировал только девятым. Но на следующий этап, проходивший в Мексике, Боб уже сам арендовал машину у Рега Парнелла.

Американец ведёт свой BRM P261 к четвёртому месту в Гран При Монако '66

Поскольку в юном возрасте американец вместе с семьёй перебрался в тёплую Калифорнию, у него были некоторые знакомства в Голливуде. К примеру, именно он учил гоночному пилотажу Пола Ньюмэна, а уже в наши дни давал уроки Тому Крузу. Когда в начале 1966-го Джон Франкенхаймер надумал снять фильм Grand Prix, именно Бондюранта он пригласил техническим консультантом. Попутно гонщик получил возможность выступать на этапах Формулы 1, и в Монако воспользовался ей на 100%.

В дальнейшем, правда, финишировать выше седьмой позиции ему так и не удалось. А в начале 1967 года американец попал в серьезную аварию во время соревнований CanAm и едва не остался на всю жизнь прикованным к инвалидной коляске. После этого он уже не вернулся в серьёзные гонки, но открыл школу по подготовке молодых пилотов, которая работает в США и поныне.

Мир моторов в 1966-м: Fiat 124

Если открыть автомобильную энциклопедию на странице, где рассказывается о Fiat 124, можно прочитать, что этот семейный среднеразмерный седан классической компоновки выпускался в Италии с 1966-го по 1974-й, и что в 1967-м он был признан «Автомобилем года». Скорее всего, там будет упомянут и Данте Джакоза – итальянский дизайнер, разработавший целую гамму компактных машин, первой из которых был знаменитый Fiat 500A Topolino, дебютировавший в довоенном 1936-м.

Но из всех творений Джакозы именно Fiat 124 обрёл особый статус: автомобиль разошелся по миру фантастическим тиражом, превышающим 15 млн. экземпляров, поскольку еще с 60-х в разных странах производились его клоны – и производятся до сих пор, хотя в несколько модифицированном виде. Без малого полвека назад на Fiat 124 пал выбор руководителей отечественного автопрома, и в 1970-м году сборка этой модели, разве что адаптированной к суровым советским условиям, началась на Волжском автозаводе в Тольятти.

Fiat 124

По меркам тех лет машина была вполне прогрессивной, но при этом достаточно простой и надежной. Кроме СССР, свои версии Fiat 124 выпускались в Польше, Испании, Турции, Болгарии, Индии и даже Южной Корее. Мы не знаем, как к этому автомобилю относились корейцы, но наш народ «копейку» любил искренне, и вряд ли это чувство когда-либо угаснет, даже если производство вазовской «классики» все-таки прекратится.

Нас можно понять, ведь ВАЗ-2101 стал символом массовой автомобилизации, которая началась в нашей стране только с его появлением. Однако машина нравилась не всем: например, в относительно свежем рейтинге самых некрасивых авто всех времен и народов, составленном лондонской газетой The Daily Telegraph, Fiat 124 (Lada 1200), заняла 62-е место. Впрочем, комментарий, которым британские журналисты снабдили свой выбор, противоречив: «Fiat 124 был очень неплохой машиной. Хотя её формы несколько устарели к тому времени, когда производство этой модели начала Lada, Polski Fiat и другие компании».

Если же посмотреть, какие автомобили оказались соседями нашей любимой «копейки» в этом рейтинге, то и вовсе пропадает охота обижаться на англичан: на 63-й позиции там находится… пафосный кроссовер BMW Х6, а на 61-й – вполне симпатичная малышка Renault Twingo.

Однако та же Telegraph составила еще один рейтинг: десять машин, которые вообще не должны были появиться на свет. И в этом рейтинге наша хорошо знакомая «пятерка», т.е. ВАЗ-2105, близкая родственница «копейки», экспортировавшаяся в Великобританию под названием Lada Riva, находится на 4-м месте. Спорно, конечно, однако вот аргументы авторов рейтинга: «Дешевая и унылая вариация на темы Fiat 70-х годов, Riva была нескладной и неуклюжей даже по российским стандартам. Однако, благодаря доступным ценам и просторному салону в варианте “универсал”, ее часто можно было встретить и на британских дорогах».

Как говорится, и на том спасибо…

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё