Бразилия'80: Дерек Дэли

Старт Гран При Бразилии 1980 года
Гонка #330: 27 января 1980 года. Гран При Бразилии. Интерлагос
Поул Жан-Пьер Жабуй (Renault RE20) - 2.21,40 (200,46 км/ч)
Лучший круг Рене Арну (Renault RE20) - 2.27,31 (192,42 км/ч)
Победитель Рене Арну (Renault RE20) - 1:40.01,33 (188,93 км/ч)

Трасса в Сан-Паулу очень нравилась пилотам своей конфигурацией, но вот качество асфальта на Интерлагосе во все времена оставляло желать лучшего. Потому в 1980-м гонщики едва не устроили забастовку, но в итоге все же вышли на старт. Гран При был разыгран в разгар бразильского лета, и жара добавила сложностей всем участникам.

Прежде всего она сказалась на износе шин. Со старта вперед вырвался Жиль Вильнев, но через несколько кругов ему пришлось сбавить темп, а затем и вовсе отправиться на незапланированный пит-стоп. Всего за год Ferrari превратилась из безусловного лидера в середняка, вдобавок от чемпионской надежности остались лишь воспоминания...

Впереди тем временем тон задавали подданные Пятой республики: четыре первых места занимали французские гонщики Renault и Ligier. Козырем одной команды были мощные турбомоторы, второй - умелое использование "внутренней аэродинамики". Правда, песенка Ligier оказалась спетой до обидного быстро - Жак Лаффит сошел из-за отказа в электросистеме, а его напарнику Дидье Пирони пришлось ехать в боксы - после контакта с бордюрным камнем оказалась повреждена "юбка", позволяющая создавать разряжение под днищем.

Для Алена Проста бразильская гонка стала второй в карьере. Молодой француз финишировал на McLaren пятым

Так все козыри оказались в руках Жан-Пьера Жабуя и Рене Арну из Renault. Но все в паддоке хорошо знали, что желтым машинам очень непросто доехать до финиша - надежность по-прежнему оставалась ахиллесовой пятой "турбомонстров". И точно - вскоре после экватора гонки Жабуй сошел - очередной отказ нагнетателя.

А вот Арну в этот день все же повезло - машина хоть и начала на последних кругах хандрить, но все же довезла своего пилота до первой в карьере победы. Правда, вскоре после финишной черты Renault отказала окончательно, и 7-километровый круг почета довольный француз совершал "на броне" Arrows Риккардо Патрезе.

Вторым в Интерлагосе финишировал молодой итальянец Элио де Анжелис, выступающий за Lotus. Он стартовал седьмым и провел гонку не слишком ярко - но обеспечил Колину Чепмену результат. Ну а третье место на Гран При Бразилии досталось Алану Джонсу из Williams.

Интересно...
У владельцев Интерлагоса не было денег, чтобы привести всю трассу в порядок и оснастить системами безопасности. Поэтому после гонки 1980 года автодром на время закрыли и из извилистой петли длиной 7,8 км с помощью срезок "собрали" кольцо протяженностью чуть более четырех километров. Именно оно принимает национальный Гран При и поныне.

Дерек Дэли

Дерек Дэли

Лишь 14-м - с двухкруговым отставанием - бразильскую гонку закончил ирландский пилот Tyrrell Дерек Дэли. Его путь к автоспортивным вершинам был настолько необычен, что, без сомнений, заслуживает отдельного рассказа.

Дерек Патрик Дэли родился в Дублине и в молодые годы участвовал в любительских гонках, технику для которых пилоты самостоятельно готовили на базе довоенных легковушек при помощи ножниц по металлу и сварочного аппарата. Это было занятно и даже полезно в плане опыта контактной борьбы, но к автоспорту имело весьма отдаленное отношение.

Но на выступления в серьезных сериях у ирландца не было денег - и тогда он поехал в Австралию, где больше года работал на оловянной шахте - и накопил-таки требуемую сумму. Вернувшись домой, он в 1975 году с первого захода выиграл национальную Формулу 3, а еще через два года стал сильнейшим и в британском первенстве, переиграв Нельсона Пике. Правда, почти всё это время Дереку приходилось отчаянно экономить и жить в старом школьном автобусе, наскоро переделанном в дом на колесах, но своего он добился - привлёк внимание команд Ф1.

Контракт на 1978 год Дэли предложили в Hesketh, и начало сотрудничества получилось фантастическим - под проливным дождем дебютант лидировал во внезачетной гонке International Trophy, но не удержал машину на трассе. А вот на этапах чемпионата он трижды подряд не смог пробиться на старт - и был уволен.

Но еще до конца года Дерек вернулся в паддок - в Ensign требовалась замена попавшему в аварию Жаки Иксу, и выбор пал на ирландца. На Гран При Канады он заработал первые очки, финишировав шестым. Зимой пилота убедили остаться в команде еще на сезон. Он подписал контракт - но позже сильно пожалел, ибо в 1979-м Ensign являл собой жалкое зрелище.

Дэли за рулем Ensign N179 - одной из самых неоднозначных по дизайну машин Ф1

Гонщик ушел из команды и продолжил карьеру в Формуле 2, откуда его пригласили в команду Кена Тиррела - сначала заменить травмированного Жана-Пьера Жарье на Гран При Австрии, а потом провести две североамериканские гонки. Впервые получив хорошую машину, ирландец буквально преобразился - в Уоткинс-Глен он сражался за место на подиуме, но вылетел с трассы.

Впрочем, Кен Тиррел увидел достаточно - и оставил Дэли у себя еще на год. 1980-й запомнился не столько парой финишей на четвертом месте, сколько несколькими серьезными авариями. Потом был безрезультативный год в команде RAM и приглашение на 1982-й в состав еще одного записного аутсайдера, Theodore.

Дерек продолжал сражаться, хотя его силы тоже были небезграничны. И тут судьба, наконец, преподнесла ему подарок. Из Williams неожиданно ушел Карлос Рейтеман, и на замену ему Фрэнк Уильямс решил пригласить именно Дэли. Быстрая машина, сильная команда, достаточно опыта - что еще нужно, чтобы открыть счет победам или как минимум подиумам?

Выступая за Williams, ирландец пять раз финишировал в очках, но выше пятого места в гонках не поднимался

Во многих других ситуациях этого было бы достаточно, но только не в злосчастном 1982-м. Череда трагических аварий, скандалов, постоянное переписывание регламента - в таких условиях в Williams решили поставить на своего первого пилота, Кеке Росберга, который и стал в итоге чемпионом мира. Ну а ирландец едва не выиграл в Монако - он лидировал незадолго до финиша, но отказала машина - а в остальных гонках так и не дотянулся до подиума.

Осознав, что остаться ему не предложат, а выступать в составе аутсайдеров он более не хотел, гонщик перебрался в Америку. Там он гонялся в серии IndyCar до конца 80-х и едва не погиб в Мичигане в 1984 году - машина разломилась надвое после удара об ограждение. В начале 90-х Дерек Дэли успел погоняться в чемпионате мира спорткаров, дважды победил в "12 часах Себринга" - и закончил карьеру.

После он занялся автоспортивным бизнесом - и в нем добился ощутимых успехов. Сейчас первые гоночные шаги делает в Штатах юный Конор Дэли. Возможно, его карьера сложится более успешно, чем у отца. Во всяком случае, молодому пилоту уж точно не придется ехать на австралийские оловянные рудники...

Мир моторов в 1980-м: Lancia Delta

В 2008-м году, после 15-ти лет отсутствия, на европейском рынке вновь появилась Lancia Delta, поражающая оригинальным дизайном и мало похожая на конкурентов по компактному классу: старая итальянская фирма Lancia возродила знаменитое имя, которое о многом говорит любителям ралли. Сейчас автомобили этой прославленной марки не выходят на раллийные трассы, однако все помнят, как гонщики, выступавшие на Lancia, громили соперников в 70-х, 80-х и начале 90-х. Delta Integrale была столь совершенным спортивным снарядом, что благодаря этим машинам с 1987-го по 1992-й было выиграно подряд шесть чемпионатов мира в зачете производителей. Кроме того, финн Юха Канккунен и итальянец Мики Биазон, выступая за рулем Lancia Delta, в эти же годы добыли на двоих четыре титула.

Правда, несмотря на все эти успехи, репутация дорожных моделей Lancia была изрядно подпорчена тем, что они ржавели буквально на глазах и не отличались надежностью. Однако в наше время надежность и долговечность вообще не относятся к разряду главных автомобильных добродетелей, так что новая попытка Lancia добиться успеха, конкурируя с VW Golf и Ford Focus, а также с другими столпами сегмента С, вызывает уважение – безумству храбрых поем мы песню! Но перенесемся на 30 лет назад: в 1980-м Lancia Delta первого поколения была признана «Автомобилем года».

Lancia Delta

Lancia Delta дебютировала на Франкфуртском автосалоне-1979: новый пятидверный хэтчбек не отличался особым изяществом форм, хотя все было по-итальянски гармонично и элегантно, что не удивительно, ведь дизайн машины разрабатывал знаменитый маэстро Джорджетто Джуджаро.

Забавно, но в силу стечения странных коммерческих обстоятельств в Швеции машина продавалась как… Saab 600. Говорят, инженеры Saab принимали участие в доводке Delta, и в результате она, якобы, была лучше подготовлена к эксплуатации в северных условиях. Сложно сказать, поскольку в историю она вошла не за счет каких-то достоинств серийных «гражданских» моделей, а благодаря выдающимся успехам на раллийных трассах: в общей сложности специально подготовленные полноприводные Lanca Delta HF Integrale выиграли 46 этапов чемпионата WRC.

И все же не надо путать могучие раллийные модели с турбомоторами, развивавшими сотни лошадиных сил, с базовой Lancia Delta, которая, собственно, и выиграла конкурс «Автомобиль года»: а это был, по сути, вполне обыкновенный семейный хэтчбек, да еще и не самого лучшего качества.

Новая Lancia Delta

Интересно, какую репутацию заработает новая Delta? Пока трудно сказать, поскольку вряд ли машина будет расходиться массовыми тиражами. Впрочем, любопытно то, что на недавнем Детройтском автосалоне был представлен Chrysler Delta, – клон Lancia, предназначенный для американского рынка. Может, там его ждет успех?

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё