Голландия'80: Джоф Лиз

Победитель Гран При Голландии 1980 года Нельсон Пике
Гонка #339: 31 августа 1980 года. Гран При Голландии. Зандфорт
Поул Рене Арну (Renault RE20) - 1.17,44 (197,67 км/ч)
Лучший круг Рене Арну (Renault RE20) - 1.19,35 (192,91 км/ч)
Победитель Нельсон Пике (Brabham BT49) - 1:38.13,83 (187,00 км/ч)

К концу лета 1980 года, когда Формула 1 приехала в Зандфорт, схватка за титул была в самом разгаре. Чемпионы мира двух последних лет - Ferrari и Lotus - в силу разных причин сдали позиции, и за первое место боролись гонщики Brabham и Williams. Правда, Берни Экклстоуна совершенно не интересовал Кубок Конструкторов, и он продавал второе место в своей команде тому из пилотов, кто был готов предложить наибольшую сумму.

Но в личном зачете схватка между Аланом Джонсом и Карлосом Рейтеманом, представляющими команду Фрэнка Уильямса, и Нельсоном Пике из Brabham кипела не на шутку. На отдельных этапах в спор за победы порой вмешивались и другие пилоты, но их успехи носили локальный характер.

В Голландии со старта первым ушел Джонс. До этого австралиец поднимался на подиум во всех гонках сезона, где доезжал до финиша. Но в Зандфорте традиция прервалась - уже на первых кругах Алан повредил о бордюр пластиковую "юбку" машины, вынужден был отправиться в боксы для долгого ремонта и в итоге даже не попал в десятку лучших.

Проблемами у конкурента не преминул воспользоваться Пике. Нельсон уже открыл счет своим победам в Ф1 и был не прочь вновь финишировать первым, благо, трасса, созданная Джоном Хугенгольцем, позволяла обгонять - и за десять кругов Пике пробился с шестого места в лидеры.

Что до Рейтемана, то по чистой скорости он тоже мог претендовать на хороший результат, но, на беду, в плотной борьбе на первых кругах потерял несколько позиций и оказался позади Lotus Марио Андретти. Американец в том сезоне на многое не претендовал - машина Колина Чепмена ехала неважно и часто ломалась.

Но и уступать позицию просто так экс-чемпион мира явно не собирался. В первом повороте Зандфорта - широком 180-градусном "Тарзане" - Андретти круг за кругом играл с Рейтеманом в кошки-мышки. Выбирая то внешний, то внутренний радиус он раз за разом оставлял соперника с носом. В итоге аргентинец, разумеется, все же добился своего, но выше четвертого места на финише так и не поднялся. Марио же сошел на последнем круге - в баке кончилось топливо...

Вторым Гран При Голландии завершил стартовавший с поула Рене Арну. По ходу дистанции на его Renault начали барахлить тормоза, француз вынужден был сбросить темп и пропустить нескольких соперников. Но ближе к финишу выяснилось, что нет худа без добра - шины в таком режиме изнашивались куда меньше, и Арну сумел отыграться, за три круга до финиша отняв второе место у пилота Ligier Жака Лаффита.

Еще одним героем гонки мог стать молодой итальянец Бруно Джакомелли - чемпион Формулы 2, выступающий за Alfa Romeo, лихо пробился с восьмого места на третье и даже пытался опередить шедшего вторым Лаффита, но переоценил свои возможности и вылетел с трассы...

Интересно...
Пилот Arrows Йохен Масс после первой тренировки понял, что не сможет продолжать выступления - сказалась травма шеи, полученная в аварии на предыдущем этапе. Ему на замену в команду пригласили 19-летнего тестера Tyrrell Майка Такуэлла. Дебют новозеландца оказался коротким - он не прошел квалификацию. Но при этом почти три десятилетия именно Такуэлл оставался самым молодым гонщиком Ф1, попытавшимся сделать это. Этот рекорд побил лишь наш современник Хайме Альгерсуари...

Джоф Лиз

Джоф Лиз

На 22-м круге голландской гонки, столкнувшись с Alfa Romeo ветерана Витторио Брамбиллы, из борьбы выбыл британский пилот Джоф Лиз. Он провел в Формуле 1 четыре сезона, и хотя за это время успел выступить всего в 12 Гран При, поездил на семи машинах шести разных команд.

Джеффри Лиз выиграл фестиваль Формулы Ford, дважды победил в Гран При Макао и стал чемпионом Формулы 2. С таким набором достижений команды Ф1 должны были драться за право подписания контракта с выходцем из английской глубинки - но на деле вышло иначе.

В начале 80-х Большие Призы стремительно дорожали, и для многих маленьких команд гонки стали слишком дорогим удовольствием. Конкуренция среди пилотов резко возросла, и многим талантам так и не удалось проложить себе путь к вершине. В их числе оказался и Лиз.

Вдобавок, еще выступая в молодёжных сериях, он порой принимал разовые предложения стартовать в Гран При. Как правило, поступали они далеко не от лидеров, и невысокими результатами гонщик ощутимо испортил впечатление о себе. Как-то его позвали даже в Lotus, но этим счастливым билетом Джоф не воспользовался - и предпочел уехать в Японию.

В единственной гонке за Lotus - Гран При Франции 1982 года - Лиз финишировал только 12-м

Там он пустил корни основательно - гонялся в местных чемпионатах, где быстро вышел в лидеры, обзавелся семьей, а в Европу ездил разве что ради участия в "24 часах Ле-Мана" на протяжении почти двух десятилетий. Интересно, что когда в компании Toyota решили покорить знаменитый марафон, в гонщики позвали именно Лиза, которому было уже почти 50 лет. Всего за полтора часа до финиша его экипаж лидировал, но поломка свела все усилия на нет.

В 2000-м британец объявил, что завершает карьеру, однако через пару лет вернулся, еще какое-то время регулярно выходил на старт - после чего повесил шлем на гвоздь окончательно.

Мир моторов в 1980-м: Peugeot 505

К большому семейному седану Peugeot 505 вполне применима ностальгическая формулировка «теперь таких не делают». Т.е., разумеется, на рынке нет дефицита автомобилей аналогичного класса (т.е. полноразмерных машин классической компоновки с продольным расположением двигателя), только вот вряд ли какие-то современные модели могут сравниться с достижениями европейского автопрома прошлых лет по практичности, а также ресурсу надежности и долговечности.

Peugeot 505 производилась с 1979-го по 1992-й гг., причем не только в родной Франции. Её собирали в Аргентине, Китае, Индонезии и Нигерии (причем, гораздо дольше, чем в Европе): уже по названию стран из этого списка можно понять, что машина выдерживала самые жестокие условия эксплуатации и была настоящей «рабочей лошадкой», как её до сих пор называют в Африке.

Peugeot 505

Peugeot 505 заменила на конвейере легендарную 504-ю модель и также, как и предшественница, выпускалась в виде седана и универсала. В 1980-м эта крепкая, но не лишенная известного изящества машина (дизайн разрабатывался итальянским кузовным ателье Pininfarina), заняла 3-е место на престижном конкурсе «Автомобиль года»: журналисты того времени отмечали великолепные характеристики управляемости, особенно отчетливо проявлявшиеся на не самых ровных, в том числе и грунтовых, дорогах.

В 1980-м французская фирма Dangel даже наладила выпуск полноприводных версий на базе универсала Peugeot 505, также снискавших определенную популярность. Эти автомобили оснащались либо 110-сильными турбодизелями, либо бензиновыми моторами мощностью 130 л.с. объемом 2,2 л. Кроме того, в трансмиссиях Peugeot-Dangel были иные передаточные числа. Впрочем, на базовых версиях 505-й чаще всего устанавливались бензиновые рядные «четверки» с более скромными параметрами: 96 сил при рабочем объеме около 1800 куб. см. Стоит отметить, что на поздние модификации ставились и достаточно мощные моторы, самым впечатляющим из которых был 2,8-литровый шестицилиндровый силовой агрегат, развивавший 170 л.с.

Современники отмечали высокий комфорт 505-й модели: ее салон покорял безупречным стилем, сдержанным и более строгим, чем у других французских марок, порой тяготевших к дерзости форм и даже некоторой вычурности.

В некоторых странах, например, во Франции и Германии, универсалы Peugeot 505 использовались в качестве карет скорой помощи, катафалков, полицейских патрульных и даже штабных военных машин. Кстати, 505-я была одной из последних моделей Peugeot, продававшихся и в США: говорят, одно время их покупали для работы даже нью-йоркские таксисты.

В 1979-м в британском журнале Car про Peugeot 505 было написано следующее: «Этот седан приятно выглядит, оснащается эффективными двигателями, отличается комфортом салона и отменной управляемостью – и при этом стоит разумных денег.

Сконструирован он тоже очень хорошо. Кто-то может возразить, что здесь все, скорее, на обычном среднем уровне. Однако так ли все просто? Может быть, фирма Peugeot ведет очень умную игру, и вместо того, чтобы пугать нас технологиями или поражать изысками стиля, решила очаровать нас некоторой, очень точно дозированной недосказанностью?..»

Сказанное с известным приближением можно, наверное, отнести и к каким-то современным моделям европейских производителей, – разве что за исключением тезиса о разумной цене.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё