Гран При Бельгии : Пресс-конференция в пятницу

Слева направо: (первый ряд) Джон Хауэтт, Кристиан Хорнер. (второй ряд) Саймон Робертс, Адам Парр

Участники: Адам Парр (Williams), Кристиан Хорнер (Red Bull Racing), Джон Хауэтт (Toyota), Саймон Робертс (Force India)

Вопрос: Вопрос ко всем – скорость ваших машин сильно разнится от уик-энда к уик-энду, или, по крайней мере, складывается такое впечатление. Вы довольны стабильностью машины, и если нет, то в чем проблема? Адам, не могли бы начать? К примеру, сегодня обе FW31 оказались в нижней части протокола сессии…
Адам Парр: Пожалуй, в этом году мы можем быть довольны своей скоростью – машина гораздо стабильнее, чем в предыдущие годы. Но сегодня мы оказались позади и должны активно поработать, чтобы завтра быть более конкурентоспособными.

Вопрос: Есть предположения, что произошло?
Адам Парр: Вы о сегодняшнем дне? Надеюсь, у кого-то из нас есть предположения: сейчас команда обсуждает ситуацию – думаю, чуть позже мы разберемся.

Вопрос: Саймон, как обстоят дела у вашей команды?
Саймон Робертс: В этом году результаты очень плотные, а поскольку расклад сил меняется от гонки к гонке, нам трудно предполагать, в какой части пелотона мы окажемся. Так получилось и сегодня – как в случае с Williams, команда внимательно изучает данные телеметрии. Что касается резины – полагаю, оптимальным выбором был мягкий состав. Нам сразу же удалось привести его в рабочее состояние, однако позже возникли некоторые сомнения. Тем не менее, все складывается неплохо. Машины дорабатываются от гонки к гонке, даже небольшая прибавка в скорости способна всерьез изменить ситуацию, и как раз это мы и наблюдаем.

Вопрос: Джон, даже в последние восемь дней у Toyota были и взлеты, и падения…
Джон Хауэтт: Думаю, подобное происходило со всеми командами. В предыдущих двух-трех Гран При нашей основной проблемой была низкая скорость на одном квалификационном круге при достаточно высоком гоночном темпе. Мы очень хорошо начали сезон, но сейчас, кажется, откатились назад – видимо, основная проблема все-таки в скорости на одном круге.

Вопрос: Кристиан, а у вас со стабильностью все не так уж и плохо…
Кристиан Хорнер: Да, мы выступаем достаточно стабильно. В Валенсии команда оступилась, но сегодняшние результаты мы воспринимаем, как обычные тесты. Невозможно предугадать, как соперники экспериментируют с уровнем топлива, оборотами двигателя, настройками – мы следовали своей программе и остались довольны проделанной работой.

Вопрос: Адам, после Сильверстоуна команда добилась определенного прогресса. Каковы планы на будущее?
Адам Парр: Пожалуй, после Сильверстоуна, а точнее, после Монако, мы просто доделывали начатую работу. Наша машина была конкурентоспособна на протяжении всего сезона, но потребовалось несколько гонок, прежде чем команда стала набирать очки, а потом мы выступали достаточно стабильно. Практически в каждой гонке мы ехали на четвертой или пятой позиции, поэтому для нас главное – закончить начатое, и в последнее время мы гораздо лучше с этим справляемся.

Вопрос: Этого будет достаточно, чтобы удержать Нико Росберга?
Адам Парр: Хороший вопрос – думаю, нужно спросить у него, достаточно ли хорошо работает команда, чтобы он остался с нами. Со своей стороны мы делаем все возможное, чтобы обеспечить ему быструю машину и оптимальную стратегию.

Вопрос: Что насчет Казуки? Похоже, ему сильно не везет…
Адам Парр: Ужасно, когда гонщика подводит надежность или проблемы на пит-стопе. Думаю, мы были бы не против, если бы он выполнял практически всю работу, а мы делали лишь малую часть, но трудно винить гонщика, когда команда не справляется со своими обязанностями. Нам нужно детально проанализировать наши действия, к примеру, в Валенсии.

Вопрос: Как обстоят дела с поставкой моторов на следующий сезон?
Адам Парр: Переговоры продолжаются – мы знаем, в каком направлении нужно двигаться, но сделка еще не заключена.

Вопрос: Саймон, расскажите о своих обязанностях в Force India.
Саймон Робертс: Я перешел в команду в рамках сотрудничества между Force India и McLaren Mercedes. Это дало команде возможность пересмотреть собственную организационную структуру, существовавшую до моего прихода. Я хорошо знаю, как работают наши компании – это позволило нам принять довольно позднее решение и построить машину вокруг нового мотора и коробки передач, успев провести две недели зимних тестов. Затем я сосредоточился на внутренних делах команды и помогал конструкторскому штабу готовить новые доработки к каждой гонке.

Вопрос: Судя по всему, команда постоянно прогрессирует…
Саймон Робертс: Да, мы можем быть довольны. Force India – это небольшая команда, которой нужно как можно аккуратнее расходовать средства, поэтому у нас была определенная стратегия. В Сильверстоуне и Валенсии мы представили значительные доработки, и оба раза они доказывали свою эффективность, однако мы до сих пор уступаем некоторым соперникам. У нас запланировано еще несколько модификаций, над которыми мы сейчас работаем.

Вопрос: Очевидно, цель команды – набрать несколько очков?
Саймон Робертс: Да, мы постоянно говорим об этом в перерывах между гонками. Что нужно сделать, чтобы желаемое стало реальностью? Необходимо продолжать работу, повысить скорость машины и надеяться на удачу. По ходу сезона мы не раз были близки к своей цели – мы подбирались к ней и в прошлом году, но здесь важно не упустить момент. Надо постоянно пробиваться во вторую часть квалификации, и если там мы будем достаточно быстры, то получим шанс набрать очки.

Вопрос: Джон, вокруг будущего команды ходило немало слухов. Какова ваша точка зрения?
Джон Хауэтт: Слухи ходили о совершенно разных командах, но у меня нет причин сомневаться в будущем Toyota – мы останемся в Формуле 1 на ближайшие три года. Видимо, многое говорилось о нашем бюджете – как правило, он утверждается в ноябре, и я уже пояснял, что в этом году нам гораздо сложнее предугадать объемы финансирования – экономические условия крайне непростые.

Вопрос: Насколько важно для Toyota быть поставщиком какой-нибудь сторонней команды?
Джон Хауэтт: Мы стали поставщиком потому, что хотели сделать что-то полезное для Формулы 1 – кажется, в те времена только Ferrari занималась чем то подобным. Мы готовы поставлять моторы, и у нас есть соответствующее соглашение с Williams на 2010 год, но Toyota – гибкая компания, и если кто-то не желает с нами сотрудничать, мы принимаем их решение.

Да, контракт с Williams носит обязательный характер, но в рамках его исполнения мы не получаем сколь-нибудь серьезную техническую информацию. Мы не разрабатываем новый мотор, поэтому не думаю, что в нынешних условиях потеря клиента имеет какое-то значение.

Вопрос: В квалификациях счет между Ярно Трулли и Тимо Глоком 8:3, но с точки зрения гоночного темпа и результатов они практически равны. Что вы можете сказать о Тимо – кажется, в этом сезоне он отыграл больше позиций, чем кто бы то ни было?
Джон Хауэтт: В гонках Тимо всегда был очень силен. В Валенсии он получил удар от Себастьена Буэми, но если взглянуть на первые три круга и принять во внимание количество топлива, Тимо ехал очень быстро. Мы вместе работаем над скоростью в квалификации, но даже сегодняшние результаты свидетельствуют о его значительных способностях.

Вопрос: В квалификации ему чего-то не хватает?
Джон Хауэтт: Не знаю. На прошлой неделе он ехал на шесть десятых быстрее своего предыдущего круга и должен был опередить Дженсона, но в тринадцатом повороте возникла небольшая проблема. Нужно понять, в чем причина – в машине, гонщике или настройках – но, мы не сомневаемся в скорости Тимо и вместе с ним делаем все возможное, чтобы добиться хорошей стартовой позиции.

Вопрос: Кристиан, вашу команду ждёт непростой вызов. Не могли бы вы пояснить, как обстоят дела с моторами для машины Себастьяна? Сколько осталось?
Кристиан Хорнер: Ситуация предельно ясная: каждый гонщик может использовать восемь моторов – к сожалению, в нашем случае четыре уже уже использованы. У Себастьяна осталось два мотора,которые уже прошли определённую дистанцию, и два абсолютно новых, один из которых мы используем здесь, в Спа, а второй оставим для Монцы. В дальнейшем мы планируем чередовать использовавшиеся двигатели по ходу свободных заездов, и, если будем экономно расходовать их ресурс, предпочитая качество, а не количество километров, то, возможно, сумеем избежать штрафа. Если же мы установим двигатель в дополнение к тем восьми, то будем наказаны перемещением на десять позиций вниз по стартовой решетке.

Вопрос: Вы не станете превышать километраж, рекомендованный Renault?
Кристиан Хорнер: Да, у двигателей Renault есть рекомендованный пробег, но если компания будет уверена в них, он может быть увеличен. Мы активно сотрудничаем с Renault, и они стараются оказать нам максимальную поддержку.

Вопрос: Учитывая позиции Себастьяна и Марка в личном зачете, как вы управляете ситуацией в команде?
Кристиан Хорнер: Очень легко – мы одинаково поддерживаем обоих гонщиков. В каждой гонке мы предоставляли им идентичные доработки, а в остальном все зависит от них. Для команды было бы ошибкой выбирать фаворита, поэтому мы используем равный подход.

Вопрос: У Себастьяна есть контракт до 2012 года, а как обстоят дела с Марком?
Кристиан Хорнер: Мы были рады продлить его контракт еще на один год, о чем было объявлено в Германии как раз в тот уик-энд, когда Марк одержал свою первую победу. Мы очень довольны своим составом на следующий сезон – думаю, это один из сильнейших дуэтов в пелотоне, великолепное сочетание молодости и опыта. Между гонщиками дух сотрудничества, это действительно профессиональный подход. Мы рады, что эти парни выступают за нас.

Вопрос: Возможно, вы рады еще и потому, что уже решили вопрос с контрактами в отличие от других команд?
Кристиан Хорнер: Именно. Скоро начнется череда переходов гонщиков, и тот факт, что мы не являемся участниками этого процесса, действует позитивно. Наши гонщики знают, где им предстоит работать в следующем году.

Вопросы с мест

Вопрос: (Майк Дудсон) Мой вопрос касается аэродинамики. В прошлом году вы отправляли своих инженеров на многочисленные совещания, посвященные проблеме обгонов. Думаю, FIA также участвовала в этом процессе, но в результате машины выглядят так, словно их собрали из конструктора Lego, а число обгонов нисколько не возросло. Мне интересно узнать, насколько обгоны важны для зрелищности гонок, и каким будет следующий шаг?
Кристиан Хорнер: Я не специалист в аэродинамике, поэтому мой ответ не будет достаточно квалифицированным, однако попробую обозначить свой взгляд на проблему.

Очень многое было сделано в рамках Рабочей группы по обгонам. Вполне очевидно, что в нынешнем сезоне на некоторых трассах машины проходят круг быстрее, чем год назад, но, к сожалению, в проблеме обгонов отчасти виноват двойной диффузор: в создаваемом им воздушном потоке гонщикам трудно вплотную преследовать друг друга. Впрочем, сейчас доработка аэродинамики важна точно так же, как она была важна в предыдущие годы, а помимо этого нам следует взглянуть на конфигурацию некоторых автодромов – на некоторых из них число обгонов значительно выше, чем на других. Думаю, в этот уик-энд вы увидите больше атак, чем, скажем, в Сингапуре.

Пока мы кардинальным образом не снизим уровень прижимной силы и не вернемся к мощности в 600 л.с., вы не заметите сколь-нибудь серьезного увеличения количества обгонов на существующих трассах. Важны ли обгоны для Формулы 1? Что ж, я слежу за гонками с восьмидесятых, и не думаю, что когда-нибудь обгонов было действительно много. Да, зрелищность имеет огромное значение, и крайне важно, чтобы гонщики могли вести плотную борьбу. В этом году у нас было несколько по-настоящему интересных Гран При, но над ситуацией еще нужно работать.

Джон Хауэтт: Честно говоря, мне нечего добавить к словам Кристиана. Я давно слежу за гонками Формулы 1 и видел действительно великолепные обгоны, но не думаю, что за последние двадцать лет их было много. FOTA пытается понять, как улучшить Формулу 1, проблема обгонов должна обсуждаться, но пусть нам пока не удалось добиться поставленных целей, мы уже сейчас наблюдаем очень интересные гонки, а разница в скорости машин практически минимальна. В отдельных квалификациях результаты были невероятно плотными: девять участников умещались в одну секунду! Да, ситуацию нужно рассматривать, но нет смысла паниковать.

Саймон Робертс: Присоединяюсь к сказанному – по крайней мере, нашим гонщикам удавалось провести несколько обгонов на первых кругах. Честно говоря, иногда мы очень нервничали, наблюдая за ними с пит-уолла! Согласен, многое зависит от характера трассы – как заметил Кристиан, здесь, в Спа, мы можем рассчитывать на обгоны. Скорее всего, в Монце будет так же, а на уличных трассах атаковать действительно нелегко.

Адам Парр: Надеюсь, в следующем году с отменой дозаправок и сопутствующим эффектом для шин, гонки будут более интересными, но если у вас есть десять-двенадцать конкурентоспособных команд, и в два раза больше по-настоящему быстрых гонщиков, а вы выстраиваете их в соответствии со скоростью, обгоны просто невозможны. Чем ближе результаты, тем меньше шансов на атаку.

Честно говоря, я был немного удивлен, когда в понедельник Фрэнк Уильямс сказал: «Нужно что-то делать. Давайте разделим гонку на две части – одну проведем утром, а другую – вечером. Если идея не сработает, то во второй гонке следует стартовать в обратном порядке». По-моему, этап в Валенсии можно считать очень интересным, если вы являлись членом команды и находились в боксах, но если все гонки будут точно такими же, нам придется винить самих себя за то, что никто не следит за ними.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Кристиан, сегодня гонщики Brawn GP показали 17-й и 18-й результат. Это вселяет оптимизм, или, по-вашему, соперник блефует и вскоре прибавит?
Кристиан Хорнер: Если они действительно хитрят, то им это удается, но, как я уже говорил, в пятницу каждый работает по своей программе. Как и другие команды, в Brawn GP наверняка экспериментировали с регулировками антикрыльев и другими подобными вещами. Пока трудно делать выводы, но раньше они работали с практически пустыми баками, и нам будет интересно взглянуть на их дальнейшие результаты. В целом мы довольны сегодняшней тренировкой: похоже, в очередной раз несколько машин едут примерно одинаково. Льюис Хэмилтон, Хейкки Ковалайнен, Кими Райкконен снова быстры – уик-энд обещает быть интересным!

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Кристиан, могу я спросить вас о ситуации с поставщиком моторов для вашей команды? Когда вы сделаете свой выбор, и какой из вариантов выглядит предпочтительнее?
Кристиан Хорнер: Что ж, определенно могу сказать только одно – это точно будет восьмицилиндровый мотор! Как независимая команда, мы имеем возможность выбирать поставщика. В последние три года мы были очень довольны сотрудничеством с Renault, но итоговое решение будет базироваться не на результатах конкретной гонки, а на оптимальных возможностях для стабильного партнерства и успешных результатов. Пока выбор не сделан, но уже близок тот час, когда мы должны подписать соответствующий контракт.

Вопрос: (MC) Есть какой-то крайний срок?
Кристиан Хорнер: Росс Браун определился с мотором только в январе, выбор может быть сделан довольно поздно. Впрочем, мы не хотим ждать так долго – было бы неплохо решить этот вопрос в ближайшие две недели.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё