ЮАР'67: Maserati

Гран При ЮАР'67
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 2 января 1967 года Место: Кялами (Гран При ЮАР)

Фабула

На заре времен, когда в Малайзии шумели эвкалиптовые рощи, а по пустыням Бахрейна неспешно шагали верблюды, этапы Формулы 1 проводились в тех странах, где любили и понимали автомобильный спорт. Одной из таких была Южная Африка – в 60-е многие европейские спортсмены на несколько недель перебирались из континентальной зимы в тамошнее жаркое лето, успешно зарабатывая призовые в многочисленных гонках.

Национальный Гран При 1967 года принимала новая трасса Кялами. Новозеландский гонщик Дэнни Халм из команды Brabham с самого старта захватил лидерство и наращивал его с каждым кругом. Пока соперники допускали ошибки и становились жертвами технических отказов, Дэнни мчался вперед. Однако за 21 круг до финиша неполадки возникли и с его машиной – начали барахлить тормоза. Ремонт в боксах отбросил Халма на четвертое место, а неожиданным лидером Гран При стал местный частник Джон Лав.

Джон Лав

42-летний ветеран Второй мировой войны по праву считался одним из сильнейших пилотов континента – в 62-м он стал чемпионом BTCC, а теперь мог добавить в свою коллекцию и звание первого африканца, победившего в Гран При Ф1. Но не самый новый Cooper-Climax подвел своего пилота – из-за сбоя в работе топливного насоса бензин в баках стал заканчиваться, и гонщику на последних кругах потребовался дополнительный пит-стоп для дозаправки. Джон финишировал вторым, уступив 20 секунд мексиканцу Педро Родригесу, выступавшему на Cooper-Maserati.

Памятные моменты

Автодром в пригороде Йоханнесбурга расположен более, чем на километровой высоте над уровнем моря. В разреженном воздухе моторы не выдавали обычной мощности, особенно в жару. В первый день этапа – четверг, 30 декабря – большинство участников не стали выкладываться на тренировке, а затем температура поднялась, и никто так и не смог побить результат, показанный еще в прошлом году Джеком Брэбэмом. Благодаря этому австралиец и получил возможность стартовать с поула.

Когда у Дэнни Халма забарахлили тормоза, он для начала проехал по пит-лейн без остановки, крикнув механикам, чтобы те готовили тормозную жидкость. И лишь кругом позже остановился для проведения работ.

Фокус: Maserati (моторы)

Мотор Maserati

Южноафриканский успех Педро Родригеса оказался первым для гонщика и последним в Формуле 1 для моторов Maserati. Двигатели из Болоньи принесли своим пилотам одиннадцать побед. Девять из них пришлись на середину 50-х, когда за рулем славной 250F блистали Хуан-Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс.

Рядная 2,5-литровая «шестерка», установленная на этой машине, выдавала 220 л.с. – в ту пору этого было достаточно даже для завоевания чемпионского титула, что с блеском доказал великий аргентинец в 1957 году. Однако по окончании того сезона итальянская компания прекратила участие в соревнованиях – во многом из-за аварии на гонке Mille Miglia, когда вылетевший в толпу зрителей автомобиль маркиза де Портаго убил десять человек.

Частники использовали 250F и ставили моторы Maserati на другие шасси еще несколько лет – но без особых успехов. И лишь в 1966-м, причем весьма непростыми путями, знаменитый трезубец вновь появился в Больших Призах. Причем на этот раз он был уже не на автомобилях, а лишь на двигателях. Переход на 3-литровые моторы вынудил команды искать подходящие варианты, а у Maserati как раз был похожий агрегат V12 для гонок спорткаров. Контракт с Cooper не заставил себя ждать.

Итогом стали две победы, две «бронзы» Кубка конструкторов и восемь подиумов. Южноафриканский оказался самым последним из них. Уже через несколько месяцев в Формулу 1 триумфально ворвались «восьмерки» Cosworth DFV, а в 68-м владельцем Maserati стала компания Citroen, которой мир Гран При был не интересен.

Цифры

Южная Африка приняла у себя 23 Гран При в сезонах 1962-1993 года. Трижды гонка проходила на побережье, на автодроме East London, причем в сезонах 1962 и 1963 года она завершала чемпионат (29 и 28 декабря соответственно), а в 1965-м его открывала (1 января).

Остальные двадцать Гран При состоялись в Кялами, гонка на этом автодроме восемь раз открывала чемпионат и однажды его завершила (15 октября 1983 года).

Всего шесть побед были одержаны при старте с поула, а в 1973-м Джеки Стюарт выиграл гонку, стартовав с 16-го места. Средняя позиция на старте для победителя - четвертое место.

Трижды в Африке побеждали Джим Кларк (1963, 1965 и 1968) и Ники Лауда (1976, 1977 и 1984), по две победы у Джеки Стюарта, Алена Проста и Найджела Мэнселла.

В прошлом году мы писали о гибели Том Прайса и пожарного во время Гран При Южной Африки 1977 года...

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё