Италия'67: Йошио Накамура

100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 10 сентября 1967 года Место: Монца (Гран При Италии)

Фабула

Как и всегда, еще не исполосованная эсками Монца подарила болельщикам великое множество обгонов. Достаточно быстро выяснилось, что претендовать на победу могут пилоты лишь двух команд – Lotus и Brabham. Именно они непрерывно обменивались позициями во главе гонки, все дальше отрываясь от преследователей.

Первым из квартета лидеров выпал Джим Кларк – повредив шину, он оказался в круге от недавних соперников. Но те, кто списали шотландца со счетов, крупно просчитались – гонщик сумел, проходя круги в потрясающем темпе, отыграть огромное отставание и незадолго до финиша выйти в лидеры Гран При! Вот только безумная погоня не прошла бесследно: на самом последнем круге на Lotus Кларка вышел из строя топливный насос, и финишную черту Джим пересек накатом – только третьим.

А за победу отчаянно спорили Джек Брэбэм и Джон Сертиз – два чемпиона мира. Первый выступал на автомобиле собственной конструкции, второй защищал цвета японской команды Honda. Как и всегда в Монце, цена победы оказалась сродни мгновенью. С преимуществом в 0,2 секунды выиграл Сертиз.

Памятные моменты

Соавтором прорыва Джима Кларка стал его напарник Грэм Хилл. Когда после остановки в боксах шотландец смог настичь (пусть и с круговым отставанием) группу лидеров, два пилота Lotus столь грамотно использовали слип-стрим от машин друг друга, что достаточно быстро смогли оставить с носом Джека Брэбэма и его напарника Дэнни Халма.

Переживавшая глубокий кризис Ferrari выставила на домашнюю гонку всего одну машину. Но новозеландец Крис Эймон финишировал за ее рулем самым последним, проиграв победителю четыре круга.

Фокус: Йошио Накамура (руководитель команды)

В классическом фильме Гран При режиссера Джона Франкенхаймера обитатели паддока носят ненастоящие имена, но воплощают истинные образы. Вот колоритный седовласый Агостини Манетта в темных очках – ну разве можно усомниться в том, что это Коммендаторе? А невысокий и щупловатый Изо Ямура – это, спору нет, Соичиро Хонда.

Хотя тут создатели фильма согрешили против истины – сам глава автоконцерна крайне редко посещал гонки, а уж тем более не руководил лично носившей его имя командой. Между тем, один раз в фильме упоминается некий помощник Ямуры – Йошио Накамура. Случайно или нет было взято это имя, но именно так звали человека, который и в самом деле стоял у руля японского коллектива в 60-е годы.

40-летний инженер–моторист пришел в компанию в 1958-м, когда господин Хонда, ставший лидером мотоциклетного рынка, готовился к выпуску первого собственного автомобиля. А чуть позже именно Йошио назначили руководителем гоночного проекта – японцы вознамерились покорить Ф1. Для начала была основана собственная европейская база в Зандфорте, куплен для детального изучения Cooper и начаты переговоры с несколькими командами о поставках моторов. Все эти направления курировал именно Накамура, он же занимался и разработкой собственной техники.

Кто знает, как сложилась бы история гонок, если бы Джон Купер или Джек Брэбэм ударили с японцами по рукам. Honda построила отличный двигатель – самый мощный в тогдашней Ф1, весьма компактный и надежный. Но ставить его на свои машины никто не рискнул – и тогда сыны самураев вдобавок к двигателю создали еще и собственное шасси.

В феврале 64-го Накамура собственноручно вывел его на трассу и проехал несколько кругов. Он же распорядился красить автомобили в цвет слоновой кости и нанести на корпус красные круги – как символ Страны восходящего солнца.

Команде хронически не хватало опыта, но получить его можно было только в борьбе с соперниками. Если первый сезон принес сплошные сходы, то уже во втором команда одержала первую победу! 12-цилиндровый V-образный 1,5-литровый мотор, установленный позади пилота поперечно (!), давал машине колоссальное преимущество на старте, поскольку не только развивал 240 л.с, но и раскручивался до невероятных по тем временам 14 000 об/мин. На быстрой трассе в Мехико у соперников не нашлось контраргументов – и на вершину подиума поднялись пилот Ричи Гинтер – и Йошио Накамура.

Переход Больших Призов к 3-литровым моторам на время исключил Хонду из числа лидеров. Новый двигатель вновь получился мощным – 400 «лошадей» - но уж больно тяжелым. Впрочем, японцы не просто выступали в Гран При – они все это время постигали гоночную мудрость. Немало хороших советов руководителю проекта дал и экс-чемпион мира Джон Сертиз, пришедший в команду накануне сезона 1967-го года. В частности, по его совету Накамура решил начать переговоры о производстве шасси с Эриком Бродли, главой компании Lola.

Гибрид британского шасси и японского мотора, получивший индекс RA300, дебютировал на Гран При Италии – и с места в карьер победил! Казалось, что дела вновь пошли на лад. Но все закончилось быстро и весьма печально – Соичиро Хонда считал, что в Ф1 большой потенциал могут иметь моторы с воздушным охлаждением. Накамура построил такой, но Сертиз счел его недостаточно опробованным и использовать не стал. Тогда новинку доверили дебютанту Ф1 Жо Шлессеру, который на домашнем Гран При Франции, проходившем под дождем, вылетел с трассы уже на третьем круге. От удара об ограждение лопнула топливная магистраль, и бензин попал на раскаленный радиатор. Honda мгновенно превратилась в огненный клубок – спасти пилота не удалось. И по окончании сезона японцы свернули формульную программу.

Йошио Накамура продолжил работу в компании, возглавив очередной ответственный проект. Он встал во главе заводской мотоциклетной команды, выступавшей в американском Супербайке. А после выхода на пенсию вернулся в Ф1, вместе с которой долго путешествовал по всему миру в качестве репортера. Инженер, конструктор и менеджер ушел из жизни в декабре 1994-го в возрасте 75 лет.

Цифры

Honda в 1964-1968 гг.:

Год Гран При Лучший финиш Победы Поулы Быстрые круги Очки
1964 3 13
1965 8 1 1 13
1966 3 1 3
1967 9 1 1 20
1968 12 1 1 14

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё