Моторы Coventry Climax

Вскоре после Второй мировой войны британское министерство обороны, основываясь на обобщенном опыте борьбы с последствиями бомбардировок, опубликовало перечень новых требований к водяным насосам, которые должны были стать легче и производительней… Несколько необычное начало очередной истории о Формуле 1, не правда ли? И тем не менее, изложенные выше обстоятельства имеют самое непосредственное отношение к гонкам Гран При. Ведь именно они позволили выйти на арену Больших Призов компании Coventry Climax.

Ее основал в 1903 году некий Пулэм Ли, до того работавший инженером у Готтлиба Даймлера. Какие только моторы не производила компания – для прожекторов, тягачей антарктической экспедиции, погрузчиков и, конечно же, автомобилей. Именно силовой агрегат Coventry Climax стоял на первом в истории Aston Martin, их можно было увидеть под капотами Morgan, Triumph и многих других машин. В 30-е, чтобы не пойти ко дну, был налажен выпуск тех самых насосов, оказавшийся, к слову, делом весьма прибыльным.

После опубликования упомянутого выше распоряжения министерства обороны в компанию был приглашен инженер Уолтер Хасcан из Jaguar, который и разработал легкий и мощный мотор, получивший индекс FW (Feather Weight – «легкий, как перышко»). Рядная литровая «четверка» выдавала 38 л. с., но несложными усилиями ее мощность удавалось поднять без малого вдвое.

Разумеется, очень быстро на этот силовой агрегат обратили внимание гонщики. Дело пошло, и полуторалитровый FPF уже изначально разрабатывался в середине 50-х для соревнований Ф2, а на Гран При Монако ’57 состоялся и его дебют в Формуле 1.

Оснащенным Coventry Climax автомобилям Cooper поначалу недоставало скорости и надежности, но уже в следующем сезоне Стирлинг Мосс победил в Аргентине, а Морис Трентиньян первенствовал в Монте-Карло. Новый мотор объемом 2,5 литра, созданный к сезону-1959, принес Cooper чемпионский титул, за которым последовал и второй.

С переходом Ф1 на полуторалитровый формат Coventry Climax не утратила лидирующих позиций. Новый мотор V8 позволил довести количество побед до цифры 40 и завоевать еще два титула с Lotus. По числу подиумов, завоеванных с ее моторами – 104 – британская компания и поныне занимает шестое место за всю историю чемпионатов мира.

Увы, в 1966 году вступило в силу очередное изменение в правилах. Попытки Coventry Climax построить двигатель 3,0 V16 закончились неудачей, а скорое появление Cosworth DFV окончательно вынудило недавнего фаворита уйти из мира гонок. В 1963 году Coventry Climax приобрела компания Jaguar, которая, в свою очередь, через пять лет стала частью British Leyland. Недавним чемпионам Ф1 приходилась заниматься совсем далекими от спорта вещами, вроде танковых моторов. Последнее упоминание о Coventry Climax относится к 1986 году, когда компания была расформирована, как самостоятельное подразделение.

Даты

  • 04.03.1933 родился Нино Ваккарелла
  • 23.03.1933 родился Джон Тэйлор
  • 24.04.1933 родился Билли Джаррет
  • 27.04.1933 родился Боб Бондурант
  • 26.06.1933 родился Ренато Пирокки
  • 27.07.1933 родился Крис Лоуренс
  • 29.08.1933 родился Алан Стэйси
  • 18.10.1933 родился Лудовико Скарфиотти
  • 08.11.1933 родился Питер Эранделл
  • 05.12.1933 родился Джим Хартабайз

Гонщики

  • 1633 круга проехал Манфред Винкельхок
  • 1533 круга проехал Луиджи Виллорези
  • 633 круга лидировал Жак Вильнёв
  • 433 круга проехал Адриан Кампос
  • 233 круга проехал Эдди Руссо
  • 133 очка заработал Дэн Герни
  • 133 круга проехал Майрон Фор
  • 127.33 очка заработал Нино Фарина
  • 33 раза поднимался на подиум Денни Хьюм
  • 33 раз поднимался на подиум Джоди Шектер
  • 33 поула: Джим Кларк, Ален Прост
  • 33 старта: Нино Фарина
  • 33 очка заработал Мика Сало
  • 33 участия в Гран При: Альберто Аскари, Синдзи Накано, Рикардо Россет, Чико Серра
  • 33 круга проехал Курт Аренс

Шасси

  • 9133 круга у шасси Shadow
  • 833 круги лидирования у шасси Maserati
  • 33 победы у Renault
  • 33 старта с первого ряда у Benetton
  • 33 старта с первого ряда подряд у McLaren
  • 33 старта с первого ряда у Tyrrell
  • 33 старта на счету шасси Theodore
  • 33 участия в Гран При и стартов у Gordini
  • 33 участия в Гран При у Pacific

Моторы

  • 533 подиума заработал мотор Ford
  • 33 результативных финиша подряд у Climax
  • 33 подиума у Offenhauser
  • 33 старта с первого ряда подряду Honda
  • 33 старта у Supertec
  • 33 раза участвовал в Гран При и стартовал мотор Repco
  • 33 раза участвовал в Гран При мотор Supertec
  • 33 старта у мотора Asiatech

Резина

  • 233 старта с первого ряда у Dunlop
  • 33 подиума подряд у Fireston

Страны

  • 33 гонки выиграли американцы

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё