Формула-1 : Частный сайт о больших гонках

Биографии Чемпионов : Джекки Стюарт
Биография : НачалоБиография : Продолжение СтатистикаКоманда

 
БИОГРАФИЯ

Половина любителей автогонок считают Стюарта одним из величайших пилотов в истории. Умный, быстрый, осторожный, с великолепной реакцией и чувством машины. Открытый и приятный в общении человек, преданный супруг, заботливый отец - вот каков трехкратный чемпион мира, победитель 27 "Гран-при" Формулы 1. Изворотливый плут, который может уговорить кого угодно на что угодно. Холодный и скупой делец, для кого не существует ничего превыше фунта стерлингов - считала другая половина гоночных фанатов 60 - 70-х годов. "Если Джеки по-настоящему берется за дело, - заметил как-то его земляк Иннес Айрленд, - он может уговорить голодного терьера отказаться от куска мяса" Стюарт первым стал думать глобально, когда это еще не было модно, он был первым настоящим бизнесменом в формуле 1 - говорили одни. С него началось превращение романтического вида спорта в состязание на толщину кошелька - парировали другие. Стюарт был зачинателем борьбы за безопасность, ему обязаны жизнью многие пилоты и зрители - защищали своего кумира его поклонники. Невелика заслуга, если свой крестовый поход за безопасность он объявил из обыкновенной трусости - не унимались их оппоненты. Кто же он на самом деле, этот загадочный шотландец?

Дед Джеки был егерем. А сам он родился в деревушке Дамбек - несколько каменных домов в графстве Дамбертоншир - 11 июня 1939 года. И в полном соответствии с бернсовской литературной шотландской традицией, ходил на охоту с дедом, отцом и старшим братом, еще в детстве став отличным стрелком. Отцовское дело - у Стюарта-старшего были автомастерская и заправочная станция в Дамбертоне не слишком привлекало Джеки. Джимми, старше его на восемь лет, с детства любил возиться с железками и вскоре стал подающим надежды автогонщиком. В 1953 году он даже вышел на старт британского Гран-при. Джеки же больше нравилось выслеживать лис и охотиться на серн. Благодаря своему охотничьему искусству Джеки даже удалось прославиться. В 17 лет он занялся стендовой стрельбой, через год стал чемпионом Шотландии, через два выиграл Кубок наций, а в 1960 году попал на отборочные соревнования к римской Олимпиаде. И проиграл. Из-за одной-единственной неразбитой мишени Стюарт остался дома, а в Италию поехал Джон Брайтуэйт, которому через восемь лет предстояло стать олимпийским чемпионом Мехико. Разумеется, это был чувствительный удар по самолюбию, но Джеки очень быстро убедил себя и других, что стендовой стрельбой много не заработаешь. Теперь он трудился в гараже отца - заправлял, мыл, чинил автомобили земляков и заезжих туристов. Дело ему быстро понравилось, и Джеки решил пойти на вечерние курсы (в свое время вольный житель шотландских гор со школой не дружил), чтобы потом выучиться на инженера.

Однажды в мастерской Стюартов появился спортивный "Эй-Си-Бристоль" известного гонщика из Глазго Барри Филлера. "Мотор будто умирает, - пожаловался он молодому механику. - Справишься?" "Постараюсь", - ответил Джеки. Стюарт справился, и Филлер - а он был богатым владельцем гоночной "конюшни" - смышленого паренька не забыл. Вскоре для одной из клубных гонок ему понадобился пилот. Барри отправился в Дамбертон. Три сезона, с 1961 по 1963 годы, Джеки работал в гараже отца, занимался на досуге стендовой стрельбой, а иногда, по выходным (не слишком часто, потому как не видел в этом ни большой пользы, ни особого удовольствия) выступал в различных любительских соревнованиях, но неожиданно для самого себя обнаружил, что автогонки - довольно выгодный бизнес. За выходной он получал иногда 25 фунтов - намного больше, чем за неделю работы в мастерской. И к началу 1964 года на банковском счету Джеки Стюарта лежала вполне приличная по тогдашним деревенским понятиям сумма -150 фунтов стерлингов. Как вы понимаете, теперь самое время появиться на сцене и героине баллады - неприступной шотландской красавице. Хелен Мак-Грегор было 17, и работала она кассиршей местного банка. Но Джеки - небольшого росточка, немножко косноязычный деревенский механик - показался ей скучным и глуповатым. И уж точно не походил на сказочного принца, которого обязана ждать 17-летняя красавица. Они расстались, но через несколько месяцев Джеки напомнил о себе. А еще через год сыграли свадьбу -с волынками и элем. "Ха-ха, вот сватовство!" - наверняка похвалил бы своего земляка Берне и добавил бы: "Оно, конечно, высоко летит иная птица. Но в дальней птице так легко порою ошибиться". Вряд ли даже в самых радужных мечтах Хелен представлялось, что сказочный принц введет ее в настоящие королевские дворцы и чертоги миллиардеров, что ее будут принимать президенты и поздравлять принцессы. Впрочем, до этого еще было довольно далеко.

В самом начале 1964 года на автодроме в Гудвуде проходили тесты нескольких команд формулы 3. Среди молодых, никому не известных пилотов был и Брюс Мак-Ларен, победитель трех гран-при формулы 1, вице-чемпион мира 1960 года. Представляете, как удивил всех Стюарт, на таком же "Купере" побив время новозеландца! И Кен Тиррел немедленно предложил Джеки годичный контракт на выступления в его команде в британском первенстве ФЗ.

Однако новоиспеченный профи не переоценивал собственных сил. Он подошел к Иону Янгу, который был тогда секретарем Мак-Ларена, и попросил стать своим менеджером, пообещав десятую часть всех будущих доходов. "Сегодня те, кто не знают этой истории, очень удивляются, - писал через тридцать лет Янг, - что я отказал Джеки Стюарту. Но кем он был тогда? Мальчишка из формулы "Юниор"! А я - менеджер пилота чемпионата мира". Прошло всего полтора года, и, поздравляя Стюарта с победой в Гран-при Италии, Янг написал Джеки шутливое письмо: "Твое мастерство и моя вера в твою счастливую звезду помогли мне выиграть пять фунтов на тотализаторе. Я вижу, что мы можем поработать над этим вместе. И оба станем миллионерами, вместо того, чтобы им стал только ты". Но было поздно - даже для шуток. Джеки стремительно вырос из коротких штанишек. Он выиграл британское первенство ФЗ и традиционную гонку этой формулы в Монако. Он уже успел расстаться с Тиррелом и даже отказаться от места в "Лотосе".

Джеки всегда все рассчитывал очень точно, продумывая каждый свой шаг до мелочей, и если наступал на грабли, то один лишь раз - не больше. Так, отправляясь однажды на гонки на континент, он забыл бумажник с паспортом и билетами на крыше своего "Эм-Джи". Только в Дувре пропажа обнаружилась, пришлось звонить в полицию... К счастью, все обошлось. Но с тех пор Стюарт не позволял себе подобной рассеянности, проявляя исключительную пунктуальность в мельчайших деталях, касавшихся его профессии. Что уж говорить о вопросах более серьезных. Поговаривали, что ради нескольких десятых секунды на круге Колин Чепмен делает "лотосы" чересчур хрупкими, играя жизнями своих пилотов. И осторожный Стюарт предпочел команду, которая хоть и не обещала столь стремительной карьеры, но в которой, по его словам, не было такого внутреннего напряжения", - BRM.

Редко кому в формуле 1 удавался такой дебют. Первый же сезон принес Стюарту победу в Гран-при и "бронзу" первенства мира. Лучше были только чемпионы - Джим Кларк и Грэм Хилл. А в первой же гонке сезона-66, Гран-при Монако, Джеки обставил обоих, впервые в жизни выйдя в лидеры "Формулы-1".  Многим показалось, что наступает новая эра. Время Брэбхэма, Хилла и даже Кларка проходит. И вместе с "трехлитровой" формулой 1 наступает эпоха Джеки Стюарта. Уж больно быстро покорился этому шотландскому вундеркинду автогоночный Олимп - вспомните, ведь Джеки вступал всего лишь в третий свой профессиональный сезон! Но через три недели после триумфа в Монте-Карло был Большой приз Бельгии.

Трасса в предгорьях Арденн всегда славилась капризной погодой. Длиннющее 14-километровое кольцо, проходившее по дорогам общего пользования, отличалось еще и тем, что порой на отдельных его участках лило как из ведра, а на других было совершенно сухо. Вот и 12 июня 1966 года на старте в Спа-Франкоршам небо обложили тяжелые тучи. Но асфальт оставался сухим. В повороте "Маета Кинк", который гонщики проходили где-то на 240 км/ч, уже шел дождь. BRM Стюарта не удержался на мокрой дороге и, пробив хлипкий деревянный заборчик, вылетел с трассы. 
"В моей жизни было достаточно много неприятных моментов, - вспоминал много позже Джеки. - Но тот кошмар и теперь стоит перед глазами. Прижатый сломанной рулевой колонкой, я не мог вылезти из этого проклятого железного гроба и, воя от боли, с ужасом наблюдал, как кабина наполнялась бензином из пробитого бака. Достаточно было малейшей искры..." К счастью - именно, к счастью! -в том же самом месте через несколько секунд вылетели и два других пилота BRM. Грэм Хилл и Боб Бондюрант бросились спасать своего товарища, но руль не снимался, Джеки никак не удавалось освободить из обломков машины. Хилл кинулся к судьям, зрителям, раздобыл где-то отвертку. Томительные секунды, минуты длиною в вечность Джеки ждал, когда его вызволят из страшной бензиновой купели. Потом долго-долго ждали "скорую", потом шофер заблудился...

За основу материала взята статья А. Мельника, опубликованная в журнале "Автомотоспорт". 1996 год.

Продолжение

Посещений :